Какие служебные части. Самостоятельные и служебные части речи: в чем различие

Есть такие понятия, не усвоив которые просто невозможно продвигаться дальше в изучении того или иного языка, причем как родного, так и иностранного.

Самостоятельные и служебные части речи - это как раз одна из таких базовых тем. Поэтому мне бы хотелось очень подробно остановиться на этом вопросе, рассказав о видах, функциях и роли в предложении всех частей речи.

1. Виды и их характерные признаки.

Самостоятельные и служебные части речи - это особые лексико-грамматические разряды. Все слова на теоретическом уровне можно отнести к определенному разряду принимая во внимание следующие признаки:

  • Семантический (общее значение слова);
  • Морфологический (грамматические разряды или категории);
  • Синтаксический (особенности функционирования).

Самостоятельные части речи имеют схожие характерные особенности:

  • Дают название предметам (например, дом, река, девушка), описывают (например, красивый, шумный), характеризуют (например, весело, долго)
  • Являются основными в построении словосочетаний (например, милая девочка) и предложений (например, я рисую дом)
  • Выступают в качестве полноправных Например, Я прочитала интересную книгу медленно. («я» - подлежащее, «прочитала» - сказуемое, «интересную» - определение, «книгу» - дополнение, «медленно» - обстоятельство)

Служебные части речи имеют следующие признаки:

  • Соединяют между собой слова в предложении или сами предложения;
  • К ним нельзя задать вопросы;
  • Используются только вместе с самостоятельными частями речи;
  • Членами предложения не являются

2. Самостоятельные части речи

Самостоятельные части речи - это наречия, числительные, местоимения, деепричастия, причастия.

Теперь остановимся более подробно на каждой из вышеперечисленных.

Имя существительное

Характерные особенности:

  • Обозначает: предметы и одушевленные существа;
  • Вопросы: кто? что?
  • Категории: род, падеж, число;
  • Роль в предложении: подлежащее, дополнение

Имя прилагательное

Характерные особенности:

  • Обозначает: признак или описание предмета
  • Вопросы: какой?
  • Категории: падеж, число, род;
  • Роль в предложении: определение, составн. имен. сказуемое

Имя числительное

Характерные особенности:

  • Обозначает: количество предметов;
  • Вопросы: сколько?
  • Разряды: порядковые, количественные, дробные, собирательные
  • Роль в предложении: количественный определитель к существительному

Местоимение

Характерные особенности:

  • Обозначает: признаки и предметы не называя их;
  • Разряды: личные, неопределенные, возвратные, определенные, притяжательные, указательные, вопросительные, относительные, отрицательные.
  • Роль в предложении: различные члены предложения

Характерные особенности:

  • Обозначает: действие
  • Вопросы: что делать?
  • Категории: вид, время, наклонение, залог, лицо,;
  • Роль в предложении: сказуемое

Лингвисты расходятся во мнениях в отношении причастия и деепричастия. Некоторые предпочитают считать их всего лишь Но я позволю себе согласиться с большинством и рассказать и о причастии, и о деепричастии, как о самостоятельных частях речи.

Причастие.

Характерные особенности:

  • Обозначает: действие, представляя его через признак
  • Вопросы: что делающий? какой?
  • Категории: признаки глагола и прилагательного;
  • Роль в предложении: определение, в краткой форме - именная часть сказуемого.

Деепричастие

Характерные особенности:

  • Обозначает: признак, обозначаемый через признак другого действия
  • Вопросы: что делая? как?
  • Категории: признаки глагола наречия.

Характерные особенности:

  • Обозначает: признак признака и признак действия;
  • Вопросы: как? когда? зачем? почему? куда?
  • Роль в предложении: обстоятельство

3. Служебные части речи

Служебные части речи - это союзы, междометия, частицы, предлоги.

Предлоги помогают выражать различные отношения в предложении, вместе с существительных, прилагательных или местоимений.

Например, над, под, рядом, через, поблизости

Союзы выражают грамматические отношения, происходящие между отдельными членами предложения.

Например, и, потому что, но

Частицы придают речи дополнительные эмоциональные и смысловые оттенки.

Например, бы, ведь, даже

Междометия выражают чувства, желания человека не называя их напрямую.

Например, Ура! Ого! Эй!

Итак, мне кажется, что я полностью раскрыла тему: «Самостоятельные и служебные части речи русского языка».

И в конце мне бы хотелось добавить следующее. Существует достаточно распространенная точка зрения в плане того, что знаменательные части речи выполняют более важную роль, чем служебные. Как первые, так и вторые имеют место быть, и только сообща они могут сделать нашу речь мелодичной, содержательной и выразительной.

Мне бы хотелось, чтобы каждый желающий изучить грамматику русского (да и любого другого) языка в совершенстве, без малейшей тени сомнений смог отделять друг от друг самостоятельные и служебные части речи.

Надеюсь, что своей статьей я добилась этого результата.

Характерные особенности служебных слов

К служебным словам относятся частицы, предлоги, союзы и связки .

Служебные слова, в противоположность знаменательным, не обладают номинативной функцией, т.е. не являются названиями предметов, признаков, процессов, а служат для выражения отношений между явлениями действительности, которые названы словами знаменательными. В силу этого служебные слова употребляются в речи только в соединении со знаменательными словами.

Не обладая номинативной функцией, служебные слова не являются членами предложения, а используются как формально-грамматические средства языка: предлоги выступают в подчинительных словосочетаниях, союзы - при однородных членах и в сложных предложениях, частицы - при отдельных словах и в вопросительных и восклицательных предложениях.

Со стороны фонетической структуры служебные слова также отличаются от слов знаменательных. Ударение, являющееся характерным признаком знаменательного слова, обычно отсутствует у слов служебных. Ср.: Что (местоимение) день грядущий мне готовит? (П.); Я надеюсь, что (союз) вы не откажетесь отобедать у меня (П.).

Служебные слова могут превращаться в аффиксы словообразовательного и формообразовательного типа. Это наблюдается в тех случаях, когда служебное слово становится неотделимым от знаменательного слова и изменяет его значение. Так, например, аффикс то , присоединяясь к местоимениям, образует местоимения неопределенные: что-то, какой-то и др.

Служебные слова образовались из знаменательных слов. Например, предлоги под и перед соотносятся с существительными под (выстилка внутри печи), перед (ср. «заколоченный перед дома»); союзы хотя - с деепричастием хотя (от хотеть ) и если - с сочетанием есть ли.

Служебные слова неизменяемы (за исключением связки), морфологически нечленимы.

ЧАСТИЦЫ

Частицы и их функции в речи

Частицы - служебные слова, выражающие дополнительные смысловые оттенки предложений, словосочетаний и отдельных слов. Так, например, частица разве относится к целому предложению и придает ему характер вопроса: Разве гром бывает немотою болен? (М.); частица даже усиливает, подчеркивает значение словосочетаний и слов: [Память] оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда (М. Г).

Кроме того, частицы могут выражать эмоциональные оттенки значений: Как хороши , как свежи были розы ... (Т.) - и выполнять роль аффиксов при словообразовании (а также при формообразовании): Кто-то спустит сейчас курки (Ес.); Никакой самой малой малости на земле бы не бросил я (Сим.).

Частицы выражают общие логико-смысловые, эмоциональные и модально-волевые оттенки слова или словосочетания, а также предложения в целом. По своей функции частицы противопоставлены предлогам и союзам, которые выражают грамматические значения.

Частицы образовались от различных частей речи и часто имеют одинаковое с ними звучание: дай, давай, пускай, почти - частицы и глагольные формы.

Частицы могут быть в предложении как препозитивными, так и постпозитивными. Так, частица что за всегда препозитивная, а частица -ка - постпозитивна: Ну что за шейка, что за глазки! (Кр.); Заеду -ка я в самом деле к Ноздреву (Г).

Большая же часть частиц не имеет постоянного места в предложении: Ведь это был Дубровский (П.); Егор Павлович, поедем ведь? (Фед.).

Разряды частиц по значению

Частицы по значению подразделяются на три основные группы:

I. Частицы, выражающие смысловые оттенки значений. К таким частицам относятся:

А) указательные: вот, вон. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (Кр.);

Б) определйтельно-уточняющие: именно, почти, точно и др: Купцы первые его очень любили именно за то, что не горд (П);

В) выделительно-ограничительные: только, только лишь, хоть, единственно и др. Это только цветочки, ягодки будут впереди (погов.).

II. Частицы, выражающие оттенки значения модально-волевые и модальные . Сюда относятся:

А) модально-волевые: пусть, пускай, ну, дай-ка и др. Дай-ка лучше в карауле на крылечке прикорну (Твард.);

Б) модальные с их разновидностями: утвердительные : да, так, точно . Да, наша жизнь текла мятежно.. . (Н.); отрицательные : нет, не, ни . Нет! Весь я не умру!- Душа в заветной лире мой прах переживет (П.); А вы - стоять на крыльце и ни с места ! (Г.); вопросительные : ли (ль), разве, неужели . Хорошо ли устроились ребята, не нужно ли чего? (Горб.); собственно-модальные : пожалуй, чай, авось и др. и сочетания типа едва ли, вряд ли. Пожалуй, ты прав. И, пожалуй ,- силен сатана,- натворил бы я бед (Н.); Нам с тобой вряд ли нужны деликатно-сентиментальные недомолвки (Аж.); ...Едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство (Ч.); сравнительные : как 6ы, будто, словно и др. И тут он мне поручил два будто бы неотложных дела (Дост.); частицы, служащие для субъективной передачи чужой речи : дескать, мол и др. Я хозяину-то его говорю: я, мол , Филиппов отец (Т.).

III. Частицы, выражающие эмоционально-экспрессивные оттенки значения. Такие частицы выражают эмоциональную оценку высказывания и усиливают выразительность речи: эк, ишь, как, все, даже, же, ведь, все-таки и др. Как! Разве все тут! (П.), Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое. .. (Ч.)

Эмоционально-экспрессивные частицы могут составлять сочетания частиц: так вот, где уж, куда как, что за и др. Куда как чуден создан свет! (Гр.).

Словообразующие и формообразующие частицы

Словообразующие частицы: образуют новые слова: 1) -то, -либо, -нибудь, кое- служат для образования неопределенных местоимений и наречий: что-то, где-то и т.п.; 2) ни образует отрицательные местоимения и наречия: никто, нигде и т.п.; 3) не в сочетании с некоторыми частями речи служит для образования антонимов: друг - недруг, верный - неверный и т.п.

Формообразующие частицы образуют грамматические формы: 1) бы образует форму сослагательного наклонения: Да, пожалуй, я поел бы и ушел (Ч.); 2) да, пусть, пускай служат для выражения повеления, приказания (образуют формы повелительного наклонения): Пусть все знают, пусть все видят , что я делаю ! (А.. Остр.); 3) бывало, было (последняя с модальным оттенком) образуют особые формы прошедшего времени: Прекратившийся было дождь вдруг снова полил (Сим.); Бэла , бывало , нам поет песни иль пляшет лезгинку (Л.).

ПРЕДЛОГИ

Синтаксические функции предлогов

Предлоги - служебные слова, выражающие в сочетании с косвенными падежами существительных (а также субстантивированных прилагательных, местоимений и числительных) различные отношения между формами имени и другими словами в предложении. Уточняя, дополняя и делая более разнообразными значения косвенных падежей, предлоги не играют в предложении самостоятельной роли и поэтому членами предложения не являются. Значение предлогов выявляется только в сочетании с падежными формами.

Морфологический состав предлогов

По морфологическому составу различаются предлоги непроизводные и производные.

1. Непроизводные , так называемые первообразные , предлоги не могут быть соотнесены по образованию с какой-либо частью речи: в, с, к, о, у, на, за, от и др. Разновидностью этих предлогов являются сращенные (сложные) предлоги: из-за, из-под .

2. Производные предлоги связаны происхождением с другими частями речи.

Наречными являются предлоги, генетически связанные с наречиями: вблизи, внутри, впереди, позади и др. Неизменяемые слова типа вблизи, вокруг, около и подобные могут употребляться самостоятельно (вне связи с именем), т.е. выступать в качестве наречий, но в сочетании с существительными такие слова получают значение предлогов; ср.: Ходить вокруг да около (наречия) - Было поздно, около полуночи (М.Г.) (предлог).

Некоторые из таких слов в современном русском языке уже не употребляются в качестве наречий: вопреки, кроме, среди, близ.

По сравнению с непроизводными предлогами наречные предлоги имеют гораздо более узкое и определенное значение (ср.: у города и вблизи города ). Наречные предлоги, соотносительные с обстоятельственными наречиями, в большинстве сочетаются с родительным падежом, за исключением предлогов вопреки, вслед, навстречу, наперекор , сочетаюшихся с дательным падежом. Предлоги, связанные с качественными наречиями, обладают различным управлением: относительно, касательно - управляют родительным падежом; подобно, согласно, соответственно и др.- дательным падежом.

Отыменные предлоги представляют собой результат перехода существительных в состав предлогов (непосредственно или через посредство наречий).

Чаще всего это бывшие имена существительные с предлогами ввиду, вследствие, наподобие и др.: У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой (Т.); Вследствие какой-то задержки в пути лошади отстали (Арс.).

Отыменные предлоги типа путем, посредством являются образованиями из форм творительного падежа существительного. Среди отыменных предлогов выделяются предложные сочетания: в течение, в продолжение, в отношении, в деле, в силу, в отличие от и др. В продолжение всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам (Л.Т.); В силу своего движения на север, в бассейн Оки, вятичи оказались в ближайшем соседстве и в тесном сожительстве с севернорусами (Шахматов).

Отглагольные предлоги генетически связаны с деепричастиями: благодаря, несмотря (на), невзирая (на), включая, исключая, спустя, начиная (с), кончая и др. На берегу, несмотря на сумерки, можно было разглядеть красные рубахи (К.ор.).

Значения предлогов

Значения предлогов очень разнообразны и сложны и выявляются лишь в сочетании с падежной формой. Они могут выражать: пространственные отношения: отдыхать в Крыму и на Кавказе ; временные отношения: работать с утра до ночи; сопроводительные (комитативные) отношения: гулять с сыном ; отношения сопоставления и сравнения: мальчик с пальчик; вроде метеора ; причинные и целевые отношения: краснеть от стыда, остановиться для отдыха ; объектные отношения: говорить о работе, забывать про сон и др.

Многие предлоги могут иметь несколько значений и сочетаться с несколькими падежными формами, например предлоги по, с и др.

СОЮЗЫ

Союз - служебная часть речи, выражающая грамматические отношения между членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями в составе связного текста: Снова торжественно и мудро шумит надомной старинный хвойный бор (В. Бел.); Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна (Сурк.); Я думаю, что мир в равной степени достоин медленного и плодотворного созерцания и разумного мощного воздействия (Пауст.); - Нельзя! - сказал Цвибуш улыбаясь. Но офицеры не слушали Цвибуша (Ч.).

По происхождению различаются союзы непроизводные и производные. Непроизводные (первообразные) союзы не делятся на морфологические элементы и не соотносятся в современном русском языке с производящими словами: а, и, но, да, или, ли, либо и др. Союзы производные сохранили живые словообразовательные связи с знаменательными словами, от которых они образовались: что, чтобы, будто, хотя и др.

Производные союзы по структуре бывают:

1) простые, состоящие из одного слова: что, чтобы, как, будто, словно, точно ;

2) составные, представляющие собой смысловое единство двух или более слов: потому что, так как, прежде чем, в то время как, несмотря на то что, вследствие того что, из-за того что, в связи с тем что, с тех пор как, после того как, перед тем как, подобно тому как, по мере того как.

По употреблению союзы делятся на:

    одиночные (неповторяющиеся ): но, же, однако, зато и др.;

2) повторяющиеся: и... и, или... или, либо...либо, то... то и др. (обязательно повторяющимися являются союзы ни... ни, то... то ),

3) двойные (парные): если... то, хотя... но, так... как то, едва... как, лишь только... как, чем... тем, насколько... настолько, как... так и, не только... но и, не столько... сколько, если не... то, не то что... но (а), не то чтобы... но (а) и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По синтаксической функции, т. е. в зависимости от того, сочинительные или подчинительные отношения они оформляют, союзы бывают сочинительными и подчинительными.

Сочинительные союзы служат для связи синтаксически равноправных единиц (однородных членов предложения, частей сложносочиненного предложения).

По значению , т. е. по характеру выражаемых ими отношений, сочинительные союзы подразделяются на:

1) соединительные , выражающие отношение перечисления: и, да (в значении и ), и... и, ни... ни, тоже, также : Хутор раскинулся далеко в стороне , и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны (Шол.);

2) противительные , выражающие отношения противопоставления, несоответствия, различия: а, но, да, однако, же, зато, а то : Березы все еще горели, но и они осыпались, тихо сквозь сохраняя последние листья, которых много лежало вокруг каждой березы (Сол.);

3) разделительные , выражающие отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков: или, либо, ли... ли, то... то, то ли... толи, не то... не то : Вечерами Тарас Семенович либо читал вслух какую-нибудь книгу, либо рассказывал сказки (Марк.);

4) пояснительные , выражающие отношения пояснения: именно, а именно. то есть, или (в значении то есть), как то и др.: Узнавание себя - это обычно медленный, подчас растягивающийся на десятилетия процесс, связанный и даже в известной мере обусловленный узнаванием других, то есть жизненным опытом, который приходит не скоро (Кав.);

5) присоединительные , выражающие отношения присоединения, т. е. служащие для присоединения слов, словосочетаний и предложений, содержащих добавочные замечания; не предусмотренные первоначальным планом высказывания: да и, также, а также, тоже и др. (в присоединительном значении употребляются и другие сочинительные союзы): За чаем дядя приказал мне разобрать мой склад в сенной, а также сходить к дворничихе, чтобы она перечистила посуду, вымыла пол и привела квартиру в порядок (Тайд.).

Подчинительные союзы служат для связи синтаксически неравноправных единиц (главной и придаточной частей сложного предложения, реже - членов простого предложения) и для выражения тех или иных смысловых отношений между ними.

По семантическому признаку подчинительные союзы подразделяются на:

1) временные : когда, как только, лишь только, едва, едва лишь, только, лишъ, прежде чем, с тех пор пока, пока, пока не, после того как и др.: Едва отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиком забила вода (Шол.);

2) изъяснительные : что, чтобы, как : Лес был по-прежнему набит людьми, и сколько бы их ни отправлялось под командой в разные стороны, казалось, что они никогда не рассосутся (Сим.);

3) причинные : так как, потому что, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с тем что, в силу того что и др. Я что-то промычал и быстро исчез, потому что в Васькином деле была и моей вины доля (Гайд.);

4) следствия : так что : Снег выпал в два аршина, так что лошадь тонула в нем (М.-С.);

5) сравнительные: как, как будто, словно, точно, подобно тому как и др.: Через мгновение мы мчались с такой скоростью , словно в машине был установлен реактивный двигатель (Кож.);

6) уступительные : хотя, пускай, пусть, несмотря на то что и др.: Нет, он не думал сейчас о том, чтобы оказаться со своей дивизией там, в самом центре сотрясающего равнины южной России землетрясения, но, хотя его ум был неподатлие к таким мыслям, его сердце чувствовало доносившиеся оттуда торжественные и страшные толчки (Сим.);

7) условные: если, ежели, коли, кабы, раз и др. Коль любить, так без рассудку, коль грозить, так не на шутку, коли спорить, так уж смело (А. К. Т.);

8) целевые: чтобы, для того чтобы, затем чтобы и др.: На пиджак Саша приколол значок сельскохозяйственной выставки, чтобы все видели, что он побывал в Москве (Ант.).

Модальные слова

Общее понятие о модальности

Факты действительности и их связи, являясь содержанием высказывания, могут мыслиться говорящим как реальность, как возможность или желательность, как долженствование или необходимость. Оценка говорящим своего высказывания с точки зрения отношения сообщаемого к объективной действительности называется формами наклонений, особой интонацией, а также лексическими средствами – модальными словами и частицами.

Модальные слова как особый разряд слов в русском языке

Модальными называются слова, посредством которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения отношения их к объективной действительности. Например: Это, верно, кости гложет красногубый вурдалак (П.); Обстоятельства, верно, вас разлучили?(П.). В приведенных примерах слово верно является модальным словом. Оно выражает отношение говорящего к содержанию высказывания как предполагаемой возможности, причем в первом предложении модальное слово оттеняет отношение говорящего к содержанию всего высказывания, а во втором относится к одному из компонентов высказывания - подлежащему.

Модальные слова нередко близки к наречиям и частицам, так что разграничение первых и последних иногда оказывается затруднительным. Ср., например: Успехи наши действительно (частица) невелики.- Я прислушался: действительно (модальное слово), это был голос (Л.Т.).

Разряды модальных слов по значению

По значению выделяются две группы модальных слов:

1. Модальные слова, выражающие логическую оценку высказывания, уверенность говорящего в реальности сообщения: безусловно, верно, действительно, конечно, несомненно, разумеется и др. Например: Дважды два, безусловно, четыре.

К этой же группе относятся и фразеологические сочетания типа: в самом деле, само собой разумеется и др.

2. Модальные слова, выражающие значение возможности, предположения, вероятности сообщаемого: вероятно, возможно, видимо, по-видимому, кажется, наверно в и др. Например: Мне показалось, что он, вероятно, долго раздумывал у двери, перед тем как войти (Горб.).

Сюда же относятся сочетания может быть, должно быть, по всей вероятности и др.

Соотносительность модальных слов с другими частями речи

Модальные слова как особый лексико-грамматический разряд слов соотносительны с различными частями речи, а именно:

А) с именами существительными: правда, факт, право. Ср.: Правда глаза колет (погов.).- Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал (П.);

6) с именами прилагательными краткой формы и наречиями: очевидно, конечно, действительно, верно и др. Ср.: Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно (Ч.).- Окна были закрыты жалюзи. Очевидно, в доме все еще спали (Ч.);

В) с безлично-предикативными словами: видно, слышно. Ср.: Хоть убей, следа не видно (П.).- Так, видно, она [Дуня] замужем?(П.);

Г) с различными формами глагола: кажется, разумеется, значит, пожалуй, знать и др. Ср.: Как вам кажется письмо Чаадаева?(П.).- Я, кажется, хозяйке мил (П.);

Д) с местоимениями: никак, само собой. Ср.: Воеводы не дремали, но никак неуспевали (П.).- Ты, никак, Фишка, стонешь?(Марк.); Глаза закрылись сами собой (Арс.).- Когда же мы увидимся?- Не раньше лета, должно быть. Зимой едва ли... Само собою, если случится что, то дайте знать - приеду (Ч.).

Соотносительность модальных слов с другими частями речи является чисто внешней: переход в разряд модальных слов сопровождается полным преобразованием лексико-грамматической структуры слова. Модальные слова являются омонимами по отношению к знаменательным словам, с которыми они совпадают по звучанию. Ср.: Человек всегда имеет право на ученье, отдых и на труд (Л.-К.) (право - существительное).-Да где же это мой чепец? Куда это он девался, право? (Т.) (право - модальное слово в значении «в самом деле, действительно»).

Лексико-грамматическое своеобразие модальных слов

Модальные слова отличаются от знаменательных, с которыми они связаны по происхождению, отсутствием номинативной функции. Модальные слова не являются названиями предметов, признаков или процессов, обозначаемых знаменательными словами; они лишены грамматической связи со словами, составляющими предложение, и не являются членами предложения. Оказавшись грамматически изолированными в предложении, модальные слова подвергаются процессу лексикализации. В силу этого процесса модальные слова выполняют роль целых лексических единиц, теряют не только изменяемость, но и морфологическую членимость. Так, сочетание может быть, получая значение модального слова, нередко теряет второе слово (быть), а флексия -ет в слове может утрачивает присущее ей значение.

Характерными особенностями модальных слов со стороны синтаксической являются следующие:

1) употребление в значении слова-предложения, чаще в диалогической речи: Средство это - дорогое! Конечно!(М. Г.);

    Употребление в качестве вводного слова: Вам до меня, конечно, нет никакого дела (А.Н.Т.).

МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Понятие о междометии

Междометия - это слова, которые непосредственно выражают наши чувства, переживания и волеизъявления, не называя их.

Семантически междометия отличаются от всех знаменательных частей речи тем, что они не обладают функцией называния, т.е. номинативной функцией, так как являются своего рода речевыми знаками, сигналами, употребляемыми для кратчайшего выражения реакции человека на различные события реальной действительности или для выражения требования, желания человека. Выражая (но не называя) чувства и волю, междометия тем не менее осознаются всеми говоряшими на данном языке и всем понятны, так как за междометием закреплено определенное смысловое содержание. Но значение междометий обычно может быть понято лишь из контекста, потому что одни и те же междометия могут служить для выражения различных чувств. Многозначными являются, например, междометия ай, ах и другие. Ср.: Ай, ай, как изба настудиласъ! (Н.) - выражение сожаления, неудовольствия; А неблагодарностъ... ай. какой гнусный порок!(Т.) - выражение порицания; Ай, Моська! Знать она сильна что лает на слона!(Кр.) - выражение одобрения, но с оттенком иронии; Ай! ай! ай! Какой голосок! Канарейка, право, канарейка!(Г.) - выражение восхищения; Я отвечал, что она [Маша] осталась в крепости на руках у попадьи,- Ай! ай, ай! - заметил генерал (П.) - выражение сожаления и т.д.

Морфологически междометия неизменяемы, т.е. у них отсутствуют категории рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Они почти лишены и форм словообразования.

Роль междометий в языке

Синтаксически междометия также отличаются от знаменательных частей речи, ибо они, как правило, не являются членами предложения, хотя интонационно обычно связаны с предложениями, к которым примыкают или в составе которых находятся.

В предложении междометия чаще всего бывают синтаксически независимы, т.е. не связаны с другими членами предложения. Однако

Некоторые междометия (из числа выражающих волеизъявление) могут подчинять себе другие члены предложения. Например: - Вон отсюда! Немедленно!- прокричал он ясным металлическим голосом (Пауст.); ...Ну его совсем! (М.-С.).

Для выяснения семантических и морфологических признаков междометия немаловажную роль играет его место в речи: в собственно междометном значении обычно выступают лишь междометия, стоящие впереди или позади предложения (т.е. те, которые пре- или постпозитивны). Являясь своего рода эмоционально-волевым знаком, междометия, находящиеся впереди предложения, как бы сигнализируют о содержании последующего предложения. Например: Ух, я не люблю этого попа!(М. Г).

Роль поясняющего предложения может выполнять замечание автора. Например: - Ах, мать честная! - выговорил он, сладко расправляя течи и руки (Фед.). Или: - А!-опять одобрительно тряхнул головой Павел (Фед.);-А...- почти сочувственно протянул Парабукин (Фед.).

Находясь после предложения, междометие может и не иметь пояснения после себя, так как в этом случае смысл междометия ясен из предыдущего предложения. Например: Ну и было мне за это дело от бабушки, ой-ой (Бианки). Или: Сам я сегодня был у покойницы - то есть не у покойницы, а... тьфу!(Ч.).

Междометия могут выступать в роли отдельных членов предложения или выполнять функции усилительных частиц.

Междометия, выражаюшие волеизъявления и чувства, в разговорном стиле речи выступают иногда в роли сказуемых. Например: Вы все фу-фу-фу, суши весла!- скомандовал Андрей (Г. Березко). Или: Татьяна - ах! а он реветь (П.)-

Примечание. Л.В. Щерба слово ах в условиях данного контекста относит не к междометиям, а к глаголам (см. его статью «О частях речи в русском языке» // «Избранные работы по русскому языку». М., 1957. С. 67).

Иногда междометие-сказуемое выполняет функции придаточного предложения: В ту пору был начальником губернии такой зверь, что у!!! (С.-Щ.).

В роли подлежащего и дополнения выступают лишь субстантивированные междометия: Далече грянуло «ура» (П.).

Междометия в роли обстоятельств и определений приобретают соответствующее лексическое содержание: Вон та, средняя, ух, прытка в работе (Вс. Ив.) - в значении «очень».

Междометия, стоящие внутри предложений, выполняют иногда роль усилительных частиц, сочетаясь со словами как, какой. Например: Самонадеянности море ох как не любит! (Со6.).

Разряды междометий по значению

Междометия по своему лексическому значению делятся на два основ-ных разряда: 1) междометия, выражающие различные чувства (эмоциональные междометия), и 2) междометия, выражающие волю, приказ и т.д., т.е. повелительно-побудительные(императивные междометия).

1. Среди междометий, выражающих чувства, выделяются следующие группы:

А) междометия, служащие для выражения удовлетворения, восхищения, радости, веселья, восторга, одобрения и т.д. (Ура! Браво! То-то! У! Ах! А!]л др.). Например: - А! Это ты,- и он улыбнулся ей своей доброй улыбкой (Сим.); - Ну, все, выбрался!- пробормотал он счастливо (Г. Березко); Крики: «браво, брависсимо, браво!» заглушают... звуки оркестра; Ура! Мы ломим, гнутся шведы (П.);

Б) междометия, выражающие тоску, горе, сожаление, печаль (Увы! Ах! Эх! и др.). Например: Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была (П.); Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (И.)\ Эх, хозяйка, нету моченьки!(Н.)",

В) междометия, выражающие недоумение, недоверие, удивление, изумление, испуг (Ба!А!0!Ну и ну! М-да! Ох! Батюшки! Матушки! Господин др.). Например: - Ну и ну,- удивленно протянул Климов (Г. Березко); У, какие страсти! (Даль); Матушки! А картофель-то я и забыла (Н. Усп.);

Г) междометия, выражающие протест, неудовольствие, порицание, досаду, злость и под. (А!ах!Ах ты, господи! Э-эх!), и ряд бранных междометных сочетаний (Черт возьми! Черта с два. И т.д). Например: Ах ты, обжора. Ах, злодей!... (Кр.);- У! Баловень!- тихо ворчит нянька (Гонч.); Да, черта с два! Как бы не так, куда приятно и забавно."(Вяземский);

Д) междометия, выражающие иронию, злорадство, сарказм, презрение, отвращение и под. (Но! Фи! Фу! Тьфу! У! А!). Например: Вы знаете, что для меня теперь Малевский фи!(Т.); Фи, мерзость! Как я мог не видеть всей гадости этого тогда... (Л. Т.); Тьфу! Оплошал... (Гр.);

Е) междометия, выражающие эмоциональную характеристику, оценку обстановки, отношения к речи говорящего. Междометия этой группы характеризуются тем, что имеют отгенок модальности (Право!"Ей-ей!"Ей-богу;Вотеще!Баста!Дудки!у1Щ>.\ Например: Право, отполнойдушиябла-годарен сосес^(Фет); Яслово дал и что ж? Ей-ей, теперъготовужотказать-ся (П.); [Подколесин:] Послушай, Илья Фомич, знаешь ли что!Поезжай-ка ты сам; [Кочкарев:] Ну, вот еще: сума сошел разве?(Г.); Нет уж, дудки, ваша милостъ! Уж и то во мне все сбилось! Не поеду ни за что (Ершов);

Ж) междометия, имеющие значения благодарности, приветствия и др. (Спасибо! Здравствуйте! До свидания! Извиняюсь и др.), Напри-

Мер: Спасибо за совет. Или: До свиданья, Марья Ивановна, не извиняюсь перед вами... (П.); Здравствуй, счастливое племя! Узнаю твои костры..(П.).

Большая часть эмоциональных междометий отличается многозначностью. Так, многозначными являются междометия А! О! Ох! У! и многие другие.

Междометие О! может, например, выражать восхищение: О, это была бы райская жизнь!... (Г); изумление: Ты незнаком? О! Познакомься с ним (Гр.); испуг: О! Как ты меня напугал!; удивление: От удивления мог произнести только один звук: О?/(Купр.); негодование: - О, чтобы тебе подавиться!- ругался он, посиживая у окна (М.-С.); насмешку: - О-о, да, вы поэт!- произнес он, усмехаясь.

Многозначными являются и такие междометия, которые могут быть соотнесены с другими частями речи: Батюшки! Господи! Матушки!и др. Например, междометие Батюшки! может выражать восхищение, удивление: Батюшки! Что у тебя с рожей-то?.. (М. Г); тревогу, испуг: -Батюшки, беда!- отвечала Василиса Егоровна.- Нижнеозерная взята сегодня утром (П.); призыв на помощь: - Батюшки, задавили,- послышался женский голос (Л. Т.).

2. Среди междометий, выражающих волеизъявление, побуждение к какому-либо действию, выделяются следующие группы:

А) междометия, являющиеся своего рода призывом (Ау! Алло! Эй! и др.). Например: Ау, дружки! Лешутки, Лесовые! Заснули что ль? Проснитесь, отзовитесь на голос мой!(Остр.);

Б) междометия, выражающие повеление, приказ, сигнал к началу или окончанию действия, призыв к вниманию, к согласию, к молчанию, призыв на помощь и т.д. (Айда! Ну, Вали! Кыш! Чу! Марш! Цыц! Тс! Чш! Чур! Караул! и др.). Например: Никита, айда на дощаники!(Фец.); Гринев, узнав от него об нашей опасности, велел садитъся, скомандовал марш, марш, в галоп... (П.); Я подумал: «Цыц! Не смей этим шутить!» (Леск.); Чш... кто-то идет (Г.); Только, чур, не перебивать (Помял.); И опять пошла тревога: «Помогите, ради бога! Караул: лови, лови...» (П.).

Группы междометий по способу образования и происхождению

По своему образованию все междометия распадаются на две основные группы: первичные (первообразные) и производные.

1. В первую группу входят междометия первообразные, состоящие или из одного гласного звука (А! 0!У!Э!), или из двух звуков (Ай!Ах!Ба! Ой."Эй."Эх!Ух! Фи."Ха/и др.). Иногда первообразные междометия упо-требляются в форме сочетания двух или трех одинаковых междометий: Ха-ха-ха! Ба-ба! Фи-фи! и т.д. Часть первообразных междометий образуется из трех и более зву-ков (ага, увы, угу, эге и др.).

К отдельным первообразным междометиям могут присоединяться постфиксы или частицы (нуте, на-кось, нуте-ка, ойли и др.).

2. Вторую группу составляют междометия, образованные из других частей речи. Такие междометия называются вторичными или производ-ными. Сюда входят междометия, образованные из существительных (Глупости! Беда! Крышка."Право."нщ).), из глаголов (Здравствуйте!Про-щайте."н под.), из наречий и местоимений (То-то же. "Полно."и др.).

По своему происхождению одни междометия являются исконно русскими (Матушки."Ай."Эх."Ну-ка."и др.), другие - иноязычными (Алло."Айда! Браво!Бис!Капут."и пр.).

В процессе развития языка в разряд междометий перешли отдель-ные фразеологические обороты (Боже мой!" Батюшки-светы!"Дело - табак! Вот так история! Черт возьми.и мн. др.).

Глагольные междометия

В современном русском языке выделяются слова, которые, с одной стороны, имеют структуру междометий и присущую им экспрессию, динамичность, с другой - обладают глагольными признаками (вид, время). Сюда относятся такие формы, как трах, хлоп, прыг, хвать, шасть, стук, бултых и др. Например: Капитан размахнулся и трах!- из глаз посыпались искры, из рук выпала шапка (Ч.).

А.А. Шахматов называл такие слова «глагольными междометиями»1 и отмечал, что многие первичные междометия (ах, ох, ух, ай, ой) в современном языке сближаются с глагольными типа бац, бух, о чем свидетельствует, например, система словообразования бух - бухнуть; ах - ахать - ахнуть и т.д.

А.М. Пешковский возражал против отнесения подобных слов к междометиям. Он называл их «глаголами ультрамгновенного вида»2.

В.В. Виноградов выносит подобные слова за пределы собственно междометий, выделяя среди них две группы: 1) воспроизводящие или звукоподражательные слова, примыкающие к междометиям (бац), например: Бац, бац! раздались выстрелы, и 2) так называемые междометные глагольные формы (хлоп, шасть, трах, фью), например: Так и ждешь, что вот отворится дверь и шасть (Г.)3.

Слова первой группы, по мнению акад. В.В. Виноградова, стоят на границе между звукоподражательными словами и междометиями. Слова второй группы находятся «почти за пределами междометий, на границе категории глагола»1.

Звукоподражательные слова

Слова, являющиеся по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков, называются звукоподражательными. По своим синтаксическим функциям они сближаются с междометиями. Однако в отличие от междометий не выражают каких-либо определенных чувств, изъявлений воли и т.д., хотя и обладают большим стилистическим многообразием и экспрессией.

К звукоподражательным словам относятся все слова, являющиеся условным воспроизведением крика птиц: га-га (гуся), кря-кря (утки), ку-ку (кукушки), курлы-курлы (журавля), чш-чирик (воробья) и т.д.; животных: гав-гав (собаки), ква-ква (лягушки), мяу-мяу (кошки), му-у (коровы), бе-е (овец) и т.д.; воспроизведением каких-либо шумов природы или определенных действий, происходящих в результате деятельности людей: трах-тах-тах (раскаты грома), у-у-у (завывание вьюги), динь-динь(звук, издаваемый колокольчиком) и т.д. Например: ...Ква! Тебе любо, любо, лягушка заморская, квакать на русского царевича (П.); Журавлям хорошо: поднялся повыше и лети - курлы-курлы-курлы (Б. Пол.); Ррр... гав!гав!~ постой, не кусайся (Ч.); На подоконнике ворковали голуби. «Су-уп-пру-г, су-уп-пру-г, су-уп-пру-г» - будто выговаривал один; «Су-уп-пру-у-га, су-у-пру-у-га»,- отзывался второй (В. Салтыкова); Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин-дин-дин (П.).

Ключевые термины и понятия: служебные части речи; предлог; первообразные и производные; простые, составные, сложные предлоги; синонимия, антонимия предлогов; союз; сочинительные, подчинительные, градационные союзы; одиночные, двойные, повторяющиеся; союзные слова; частица; производные, непроизводные; смысловые частицы; эмоционально-экспрессивные, модальные частицы; простые, составные частицы; связки.

Служебные слова

Все слова русского языка делятся на знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи. Это разграничение наметилось в первых русских грамматиках и не вызвало сомнения у более поздних исследователей русского языка.

Проблемы терминологии

М. В. Ломоносов делил слова на знаменательные и служебные .

A. А. Потебня говорил о лексических и формальных словах, а Ф. Ф. Фортунатов эти же группы называл полными и частичными словами .

B. В. Виноградов из общих структурно-семантических типов слов русского языка выделил грамматические различия между категориями слов в системе частей речи (имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, наречия, слов категории состояния) и частиц речи (предлогов, союзов, частиц), а также модальных слов и междометий .

А. В. Исаченко, описывая грамматический строй русского языка, выделяет основные морфологические разряды слов – части речи: а) полнозначные, или автосемантические , – 1) назывные (имена существительные, имена прилагательные, наречия, предикативы, глаголы); 2) указательные (местоимения); 3) счетные (имена числительные); б) служебные , или синсемантические (предлоги, союзы); в) модальные слова (модальные (или вводные) слова, частицы, междометия)) .

В современной лингвистической литературе знаменательные (полнозначные, или самостоятельные) слова (части речи) делятся: 1) на слова а) собственно-знаменательные (неуказательные) и местоименные (указательные) , б) несчетные и счетные , 2) основные (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие) и неосновные (местоимение-существительное, имя числительное); 3) изменяемые (кроме наречий, которые нс имеют форм сравнительной степени) и неизменяемые (наречия); 4) склоняемые и спрягаемые. К служебным словам относят предлоги, союзы, частицы .

Служебные слова – это неизменяемые слова, предназначенные для выражения отношений между словами, частями предложений и предложениями, не являющиеся членами предложения и пополняющиеся за счет других частей речи. К служебным словам относятся предлоги, союзы, частицы и союзные слова (в научных грамматиках) .

Служебные слова многозначны и весьма употребительны в русском языке. Они занимают особое место в системе частей речи. Традиционно служебные слова принято считать частями речи, однако они резко отличаются от самостоятельных (полнозначных) слов: а) лексико-грамматическим значением , б) морфологическими признаками; в) синтаксической функцией , г) словообразованием. Данные отличия настолько велики, что В. В. Виноградов называл служебные слова не частями речи, а "частицами речи". Но данный термин не очень удобен, так как совпадает с термином "частицы".

Знаменательные (самостоятельные) слова обладают номинативной функцией, т.е. служат для называния реального предмета (имя существительное), признака (имя прилагательное), действия (глагол) и т.д. Служебные слова не обладают номинативной функцией и служат для выражения различного рода отношений между предметами, действиями, признаками. Ср.: Картина висит перед (над, под, за) полкой.

Каждый предлог устанавливает свои собственные отношения места. Так, предлоги в и на в некоторых случаях обладают способностью дифференцировать пространственные отношения (локативные ситуации): в стол / на угол (внутрь) и на стол / на угол (на поверхность, снаружи). Предлоги создают синонимические формы (например: на (с В. п.) – к (с Д. п.) ((ехать) на море – к морю), на (с В. п.) – в В. п.) (совершить прогулку па море / в море)) и объединяются в антонимические пары, реализуя пространственную семантику . Ср.:

от (с Р. п.) – к (с Д. п.)

от мам ы к мам е

от (с Р. п.) – до (с Р. п.)

от дом а до дом а

из (с Р. п.) – в (с В. п.)

из магазин а в магазин

из (с Р. п.) – на (с В. п.)

из Москв ы на Москв у

с (с Р. п.) – на (с В. п.)

с юг а на юг_

В приведенных примерах высказывания различаются служебными словами, хотя самостоятельные слова одинаковые. Именно благодаря служебным словам мы получаем информацию о различном положении предметов относительно друг друга. Ср.: Он говорил и плакал. Он не говорил, а плакал. Он не говорил и не плакал. Глаголы использованы одни и те же, но значения высказывания обретают разные за счет употребления частиц и союзов. Или ср.: голубые и розовые шары (значение соединения); умный, но заносчивый человек (значение противопоставления).

В словарях дается толкование предлогов через словарную статью. Например, предлог в (во) имеет около 20 значений (употребление с винительным и предложным падежами):

  • 1) направление вовнутрь чего-то: Положить в сумку (стол);
  • 2) направление к чему-то: Идти в театр (школу) , Уехать в Москву,
  • 3) переход из одного состояния в другое: Превратить в руины, Изорвать в клочья ;
  • 4) значение времени". Прийти в среду воскресенье);
  • 5) значение длительности (временная, пространственная): Выполнить работу в два дня, Проехать расстояние в пятьдесят пять километров;
  • 6) количественное значение: Увеличить зарплату в три раза и т.д.

Научная дискуссия

Некоторые исследователи считали значения служебных слов чисто грамматическими . Так, Л. А. Шахматов писал: "Некоторые слова имеют исключительно грамматическое значение: это слова служебные" .

В. В. Виноградов говорил о совпадении лексического и грамматического значений в служебном слове. Как решать этот вопрос? Каждое служебное слово имеет свою систему значений. Разные служебные слова могут обладать общим грамматическим значением. Например, предлоги за, на, в, через, о, со требуют постановки винительного падежа – в этом случае они передают пространственные и другие значения. Ср.: Сесть за стол ; Положить в (или на) стоя , Стукнуться о стол (объектное значение); Вырос со стол (значение размера, величины).

В русистике решался вопрос о специфике значения и функций частиц , из чего можно было бы сделать вывод об их статусе, месте в системе частей речи. А. А. Шахматов дал четкое и краткое определение частиц: "Это та часть речи, которая включает в себя слова, усиливающие или оттеняющие в том или ином отношении грамматические формы или предикат... они имеют формальное, служебное значение" . Такое определение точно характеризует общие признаки слов, которые современная грамматическая теория относит к классу частиц. Этими признаками частицы отличаются не только от знаменательных частей речи, но и от других служебных (незнаменательных) частей речи – предлогов и союзов. А. А. Шахматов закрепил за термином "частицы" "узкое" понимание, отказав ему в "широком" – служебные слова .

В. В. Виноградов охарактеризовал специфические признаки каждого рад- ряда и показал, какие частицы "оттеняют" значения слов, с которыми они употребляются, и в каком именно "отношении"; раскрыл необыкновенно многообразный, сложный, противоречивый характер семантики частиц: "...их лексико-грамматические значения очень подвижны; они находятся во власти синтаксического употребления" .

Лексические значения служебные слова придают разные, а грамматические – одинаковые. Поэтому трудно согласиться с А. А. Шахматовым, ведь разные предлоги имеют различный характер смыслового значения: одни приближаются к формальным словам, а другие – к лексическим. Так, предлог благодаря сохранил связь с глаголом благодарить и имеет положительную семантику, поскольку данный предлог употребляют только в высказываниях о положительном (хорошем), например: Благодаря способностям сын легко и радостно учился. Но встречаются некоторые отступления: Благодаря плохой погоде (= "из-за") урожай был низким.

Особенно разнородны по значению частицы, например ведь и же . В ходе описания разрядов частиц В. В. Виноградов отметил и объяснил многочисленные факты совмещения значений и функций; многие из этих замечаний воспринимаются как пролог для выделения и исследования новых, особых категорий, занимающих важное место в русской грамматической системе. Например, частицу же Виноградов охарактеризовал как усилительную в ряду "омонимичных с сочинительными союзами", но далее, в описании указательных частиц, отметил "отождестви- тельную частицу же в таких сочетаниях, как: тот же, туда же, там же, тогда же и т.п. Она соединяется с местоименными словами по методу агглютинации" .

Другие частицы связаны со слово- и формообразованием; их можно отнести и к соответствующим средствам выражениям тех либо иных функционально-семантических категорий (см., например, работы последних лет по категориям оценки и градуальности – частицы даже, просто и др.). Кроме того, ряд разрядов или даже отдельных слов (единиц) имеет категориальную семантику . Они должны быть квалифицированы как части речи (незнаменательные), а не как разряды. Это, например, отрицание (не, ни) вопрос (ли); отождествление (так же, тот же и т.д.).

Важное место в русской грамматической системе занимает частица бы с собственным категориальным значением оптативности (желательности) и с особой парадигматикой (бы, чтобы, лишь бы, хоть бы, если бы и т.п.) и синтагматикой (форма сослагательного наклонения; инфинитив + бы; наречия скорее, хорошо и пр. + бы); с "автономным" употреблением (ср.: Сейчас бы / в сани / с ногами – / в снегу, / как в газетном листе б... (В. Маяковский)).

Вопрос о значении служебных слов решается следующим образом. Служебные слова имеют лексико-грамматическое значение, т.е. в слове совмещается лексическое и грамматическое значение, но лексическое значение более обобщенное и абстрактное, чем у знаменательных слов, а грамматическое конкретизировано. Если грамматическое значение у знаменательных слов формально выражено, то у служебных слов нет форм и формообразующих показателей, но они сами принимают участие в формообразовании. Таким образом, лексическое и грамматическое значение служебных слов отличается от лексических и грамматических значений знаменательных слов.

Однако и в морфологическом отношении служебные слова резко отличаются от самостоятельных слов и представляют собой своеобразную группу. Во-первых, они не имеют грамматических категорий. Во-вторых, их морфологическое строение элементарно и неясно; ср.: в, на, за (предлоги); и, но, да (союзы); лишь, только (частицы) и т.д.

Служебные слова нельзя разбирать по составу. Хотя, например, предлоги под , в, перед этимологически членились на морфемы, но на синхронном уровне па морфемы служебные слова не членимы. Служебные слова по происхождению часто связаны со знаменательными словами (благодаря благодарить (глагол)), однако они теряют морфологическую членимость и грамматические свойства последних. Ср. также: Выполнить работу в течение дня (= "за день"); Несмотря на дождь, сын пошел в библиотеку.

Отдельные служебные слова могут преобразовываться в морфемы (например, -ся, не-, ни-, кое-, -то, -либо, -нибудъ) или участвовать в образовании аналитических форм (пусть, да – формы повелительного наклонения; самый – форма превосходной степени). Так, морф -ся традиционно считался формообразующей частицей, но в современной лингвистике это аффикс, точнее – постфикс (возвратный суффикс); приставка не- (некрасивый = уродливый , неглупый = умный и т.д.) – бывшая служебная часть речи (частица); образования с частицами пусть , да + глагольная форма – аналитические формы повелительного наклонения глагола и пр.

В целом служебные слова не могут быть приравнены к морфемам или каким-то образом связаны с ними по ряду причин. Во-первых, служебные слова относительно свободно функционируют в предложении . За отца , За моего отца , Оставшегося в живых отца.

Рассмотрим на примере: Я же писал тебе (1); Писал же я тебе (2); Я писал же тебе (3) и др. В первом предложении частица находится в препозиции к глагольной форме и в постпозиции по отношению к субъекту речи, выраженному личным местоимением я в именительном падеже. Во втором предложении частица занимает постпозицию по отношению к глагольной форме и препозицию по отношению к субъекту речи – я. В третьем предложении та же частица располагается в постпозиции к глагольной форме и препозиции по отношению к объекту речи – форме дательного падежа личного местоимения ты (тебе).

Во-вторых, употребляясь с теми или иными словами, служебные слова не меняют лексического значения того слова, с которым они употребляются. Ср.: дом небольшой, где не- (приставка) значит "дом маленький", и дом не большой , где идет чистое отрицание, т.е. дом не больших размеров = "средний". Таким образом, служебные слова в морфологическом плане отличны от знаменательных частей речи.

В-третьих, вследствие особенностей значения служебные слова в синтаксическом отношении не являются самостоятельными членами предложения. Например, предлоги выступают составной частью того или иного члена предложения. Ср..

Большинство отечественных англистов делят части речи на знаменательные и служебные в соответствии с традицией русского языкознания. К знаменательным относятся единицы, имеющие полное лексическое значение, то есть те, которые называют предметы и понятия (desk, table, love, friendship), действия (bring, kill), признаки предметов (big, clever), признаки действия (quickly, sharply). Обладая полным лексическим значением, знаменательные части речи занимают те или иные синтаксические позиции в предложении и таким образом функционируют в качестве определенных членов предложения (подлежащего, сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства). Среди знаменательных частей речи сегодня выделяют: имя числительное, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие и модальные слова. По грамматическому значению знаменательные части речи распределяются на:

1. части речи, называющие предметы, явления или их признаки (сущ., прил., числ., глагол, наречие).

2. части речи, указывающие на предметы, как качества или количество, не называя их (местоимения).

3. части речи, выражающие отношение говорящего к содержанию высказывания, его чувства и волеизъявление(модальные слова, междометия).

Рассмотрим грамматические свойства некоторых знаменательных частей речи.

Имя существительное

Имя существительное в современном английском языке характеризуется следующими признаками:

1. Категориальное значение предметности. Это значит, что все существительные в языке функционируют сходным образом. Так, названия состояний и свойств (activity, freedom, movement) синтаксически равны существительным, обозначающим предметы (table, folk).

2. Наличие грамматической категории числа.

3. Наличие определенных словообразующих морфем, типичных для всего класса существительных. Из них наиболее характерны следующие: -er, -ist, -ess, -ness, -ion, ation, -ty, -ment, -ance, -ant.

4. Разнообразные синтаксические функции.

Существительное бывает подлежащим, дополнением, именной частью составного сказуемого, определением.

E.g. The child is playing.

Wendy found the money.

Sally became a lady.

David has bought a leather coat.

Особенность английских существительных состоит в том, что они могут выступать в функции препозитивного определения в изменяемой и неизменяемой форме.

E.g. a leather coat, a stone wall, John’s house.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи характеризуется следующими признаками:

1. грамматическое значение свойства предмета или его признака, обладающего определенной условной устойчивостью:

E.g. a long road, a clever child, a nice boy.

2. определенный набор словообразовательных морфем:

Al, -ial, -ful, -less, -y.

3. для имени прилагательного характерна только одна форма словоизменения – степени сравнения.

E.g. big – bigger – the biggest

Difficult –more difficult – the most difficult

Заметим, что не все прилагательные способны передавать степень интенсивности того или иного свойства. Эта способность отсутствует у относительных прилагательных в их прямом значении.

E.g. the house is more wooden than that one.

4. основная функция прилагательных – быть определением, как препозитивным, так и постпозитивным. Более характерным является препозитивное функционирование.

E.g. a clever boy, a capable student

BUT: secretary general

Другой важной функцией прилагательных является функция предикативного члена, то есть именной части сказуемого.

E.g. the weather is fine and warm.

Глагол

Глагол – это часть речи, которая выражает грамматическое значение действия, протекающего во времени. Грамматическое значение действия понимается широко: это не только деятельность в собственном смысле этого слова, но и состояние, и указание на то, что предмет существует.

E.g. He wrote a letter.

He sits listening to the music.

A table is a piece of furniture.

Словоизменительная система глагола богаче и разнообразнее, чем у других частей речи. Она включает как синтетический способ (присоединение формантов к основе), так и аналитические формы времени, вида, наклонения, залога, лица, числа.

Словообразовательная структура глагола довольно бедна: аффиксация представлена очень небольшим количеством суффиксов: -ate, -en, -fy, -ize.

Распространены сложные глаголы, образованные путем конверсии, а так же глаголы, образованные путем реверсии, то есть путем сокращения конечной части существительных.

E.g. broadcast, whitewash - белить.

Tiptoe – ходить на цыпочках.

Television ® televise.

В предложении глагол всегда выступает в качестве сказуемого. Крайне редко выступает в функции определения:

E.g. I would be a student.

A would be student.

3. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы

Знаменательными частями речи противопоставляют служебные. Служебные части речи представляют собой явление довольно сложное и противоречивое. С одной стороны, это вполне самостоятельные слова, занимающие в предложении определенные позиции, а с другой – это слова с неполным лексическим значением, которые существуют как бы для других слов, выполняя преимущественно грамматические функции (например, предлог выполняет функцию указания на различные отношения между знаменательными словами, сочетаниями и предложениями).

Служебные части речи формируются так называемыми строевыми элементами, в состав которых входят, в первую очередь, союзы и предлоги. Их собственная индивидуальная семантика настолько обобщена, что трудно поддается толкованию в словаре: дефиниция здесь, как правило, заменяется указанием на принадлежность к определенному классу с объяснением функций.

Предлог – это служебное слово, которое не способно синтаксически функционировать самостоятельно, и, естественно, быть членом предложения. Он служит для выражения подчинительной связи между знаменательными словами.

Союзы – это связующие слова, которые, соединяя отдельные слова, словосочетания, части сложного предложения или самостоятельные предложения, указывают на отношения либо равноправия, либо зависимости. В зависимости от передаваемых союзами отношений, их делят на подчинительные (that, while, which, because, as,for….) и сочинительные (and, nor, neither… nor, or, either…).

Частицы – это морфологически неизменяемые слова, выражающие субъективное отношение говорящего к высказыванию в целом или какой-то его части.

E.g. I have only met him twice.

Poirot felt almost certain that it was false.

I quite agree; the qeen nearly died.

Введение

Чтобы построить дом, нужно приготовить части дома - то, из чего мы будем строить. А из каких частей речи строится речь?

Все слова русского языка делятся на большие группы - части речи . Они различаются по тому, на какой вопрос слова отвечают, что они обозначают, как могут изменяться.

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи».

Что известно про имена существительные?

На вопрос кто? или что? отвечают те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем.

Вопрос что? может быть задан и о снегопаде, и о погоде, и о мысли, и о доброте, красоте или злобе. Всё это тоже можно считать предметами. Это имена существительные.

Афанасий Фет в стихотворении о весне использовал почти одни только имена существительные.

Это утро, радость эта,

Это мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

Что? утро, радость, мощь, (день) дня, (свет) света, свод, крик, вереницы, стаи, говор, (вода) вод. Это неодушевлённые имена существительные.

Кто? птицы . Это одушевлённое имя существительное.

Крик, говор и другие слова со значением действия отвечают на вопросы имени существительного и изменяются, как слова этой части речи. Вот почему они - имена существительные.

То хруст ветвей, то звон кáпель, то посвисты жёстких хвоинок.

Что? хруст, звон, посвисты - слова со значением действия, имена существительные.

Что? ветви, капли, хвоинки - имена существительные.

Имя существительное - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное.

Любое имя существительное отвечает на вопрос кто? или что?, поэтому о каждом из них можно говорить: обозначает предмет.

Постоянные признаки имени существительного:

род (мужской, женский или средний) и склонение (1, 2 или 3).

Изменяются имена существительные по числам и по падежам .

К словам какой части речи «присоединяются» имена прилагательные?

Название части речи «прилагательное» произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление».

К словам какой части речи «присоединяются» имена прилагательные? Понаблюдаем.

У ромашки душа весёлая, как солнышко. У колокольчиков душа лёгкая. У анютиных глазок душа ласковая. У ландышей душа свежая и влюблённая. У клевера душа простая и добрая. А у репейника душа дикая, непокорная. Высоко растёт. Головы не клонит.

Душа (какая?) весёлая, лёгкая, ласковая, свежая, влюблённая, простая, добрая, дикая, непокорная.

Найдём имена прилагательные, которыми можно описать дождь.

Дождь (какой?) слепой и проливной,

Радужный и грозовой.

Затяжной, грибной и скорый,

Сонный, медленный и спорый (т. е. быстрый).

Имена прилагательные «присоединяются» к именам существительным.

Они могут:

называть признаки, качества предметов (их цвет, форму, размер, вкус…); передавать оценку предмета (хорошая, плохой, отличный, прекрасное…).

Эти имена прилагательные отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Но среди имён прилагательных есть и такие, которые показывают, кому принадлежит предмет :

дедушкин пиджак, мамина сумка, птичье гнездо, заячьи следы.

К этим именам прилагательным лучше ставить другие вопросы: чей? чья? чьё? чьи?

Все имена прилагательные подчиняются именам существительным и по их команде изменяются по числам, родам и падежам.

Род, число, падеж прилагательного узнаём по имени существительному, с которым оно связано.

Что означало слово глагол в старославянском языке

Вам хотелось бы узнать, откуда пришло слово ГЛАГОЛ? Слово «глагол» в старославянском языке означало «слово», «речь». Предки наши рассматривали его как СЛОВО из слов - важнейший вид слова. Ведь глагол - одна из двух частей речи, без которой не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. (По Л. Успенскому)

У Пушкина А.С. есть такие строки:

«И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Глаголом - значит словом.

Слово глаголь (то есть говори ) в старорусской азбуке стало названием буквы Г: так и читалось: «Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…», т. е. А, Б, В, Г, Д.

Глаголы могут называть действия людей и животных.

На утренних и вечерних зорях все лесные жители подают свои голоса. Токуют тетерева, пищат рябчики, трещат сойки, звонкими голосами поют дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Свистят флейтой иволги. (По В. Бианки)

Что делают? подают, токуют, пищат, трещат, поют, скрипят, свистят.

Глагол - часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

Глаголы изменяются по числам и временам.

Как ещё изменяются глаголы, вы узнаете в 4 классе.

Когда мы хотим показать движение предметов, особенно важны глаголы.

Ледоход. Тает лёд.

Он по речке плывёт.

Он от солнышка бежит,

Он ныряет и дрожит. (В. Аксельрод)

Глаголы: что делает? тает, плывёт, бежит, ныряет, дрожит.

Найдите сложное слово.

Ледоход - два корня -лед-, -ход-, буква о- соединительная гласная.

Слово он употребляется вместо имени существительного лёд. Это местоимение.

Какие бывают местоимения

Местоимений в нашем языке много.

Большая их часть употребляется вместо имени (существительного, прилагательного или числительного), за что и получила своё название: местоимение. Местоимения не называют предметы, признаки, количества, а только указывают на них или спрашивают о них.

Местоимение ставится на место имени существительного.

Например, я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Местоимение ставится на место имени прилагательного.

Например, наш, ваш, мой, твой, такой, этот.

Прочитайте загадку. Найдите в тексте местоимения.

Дворец в саду по стилю строг.

Построен был в короткий срок.

Хорош в нём прочности запас,

Изящен он в отделке.

Вот почему дошёл до нас

Совсем без переделки.

Стоит станок токарный в нём,

Освоен был станок царём.

Здесь начинался в пять утра

Рабочий день царя Петра. (Е. Ефимовский)

Рис. 1. Летний дворец Петра I ()

Местоимение до нас указывает на людей, местоимение в нём указывает на Летний дворец Петра I (рис. 1), но не называет его.

В этой загадке есть ещё две части речи, с которыми вы будете знакомиться в 4 классе: наречие (совсем, здесь ), имя числительное (пять ).

Какие слова называются именами числительными и наречиями

Имена числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и сообщают о количестве каких-то предметов, называются количественными.

Сколько? пять, семь, шестнадцать .

Имена числительные, которые отвечают на вопрос какой по счёту? который? и сообщают о порядке предметов по счёту, называются порядковыми.

Который? пятый, седьмой, шестнадцатый.

Имена числительные изменяются по падежам.

Иногда трудно найти в тексте наречия.

Запомните: чаще всего они относятся к глаголам, помогают точнее называть действия.

Например, начинался (где?) здесь, начинался (как?) медленно, начинался (когда?) сегодня.

Наречия отвечают на вопросы где? куда? откуда? когда? как? и обозначают признак действия. Это неизменяемые слова.

Какими частями речи являются данные слова?

Проверьте свои знания по теме урока.

Два, двойка, двое, двойной, удвоить, вдвоём, двоякий, дважды.

Два (сколько?, имя числительное),

двойка (что?, имя существительное),

двое (сколько?, имя числительное),

двойной (какой?, имя прилагательное),

удвоить (что сделать?, глагол),

вдвоём (как?, наречие),

двоякий (какой?, имя прилагательное),

дважды (сколько раз?, наречие).

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы

Предлоги помогают именам существительным, местоимениям и числительным связываться с другими словами.

Союзы (и, а, но ) участвуют в работе всего предложения. Перед союзами а, но обязательно ставится запятая.

Частицы придают дополнительное значение.

Частицу не за значение, которое она вносит, назвали отрицательной .

Вот что могли бы сказать людям грибы.

Говорят грибы.

Не вырывайте нас с корнем, не разрывайте вокруг лесную подстилку, не губите нашу грибницу. А не послушаетесь, так мы совсем расти перестанем!

Первое предложение по цели высказывания побудительное, так как побуждает к действию: не вырывайте, не разрывайте, не губите.

Частица не с глаголами пишется отдельно.

Учимся правильно употреблять предлоги

Без предлогов в речи не обойтись. Нужно учиться правильно их употреблять.

Комар и лев.

Комар прилетел….льву и говорит ему: «Какая…тебе сила! Я сильнее тебя; хочешь, выходи…войну!» И комар стал кусать льва…голые щёки и …нос. Лев стал бить себя…лицу лапами. Изодрал себе…кровь лицо и …сил выбился. Потом попал комар…паутину…пауку. И, умирая, сказал: «Льва одолел, а вот…крошечного паука погибаю». (По Л. Толстому)

Комар прилетел ко льву и говорит ему: «Какая в тебе сила! Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!» И комар стал кусать льва за голые щёки и за нос. Лев стал бить себя по лицу лапами. Изодрал себе в кровь лицо и из сил выбился. Потом попал комар в паутину к пауку. И, умирая, сказал: «Льва одолел, а вот из-за крошечного паука погибаю». (По Л. Толстому)

Предлоги с именами существительными, местоимениями и числительными пишутся отдельно.

Найдём местоимения: ему, в тебе, тебя, себя, себе.

Заключение

Части речи: самостоятельные и служебные.

Самостоятельные - части речи, которые могут употребляться без слов-помощников. Это имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, имена числительные.

Служебные - части речи, которые самостоятельно в предложении употребляться не могут; их назначение - быть помощниками. Это предлоги, союзы, частицы.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Понаблюдай, о чём рассказывается в тексте: о признаках предметов или о действиях. Каких частей речи в тексте больше?

    Стебелёчек тоненький, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листики. У листиков сидят мелким горошком чернички, чёрные ягодки с синим пушкόм.

    Костяника - красно-рубиновая ягода кисточкой. Каждый рубинчик в зелёной оправе. (По М. Пришвину)

  2. Прочитай словесную зарисовку. Реши орфографические задачи. Обозначь части слов, в которых они находятся. Обозначь части ре

    1. - Не шали, -

    Сказала мама дочке Алле

    И ушла за хлебом

    В бабушкиной шали.

    2. Только-только смолк орёл -

    Песню пéрепел завёл.

    Выпь такого не стерпела:

    Пéрепела перепéла.

    3. Говорила Галя Оле:

    Если стряпать мастерица,

    Ты возьми из пачки соли

    И соли салат, сестрица…

    (С. Белорусец)

    Чи.
    Вот и ду.. Кр.сив.й, кре.к.й, могуч.й! К.ра шершав.я, вся в м.рщинах, как кожа сл.на. А на ве.ках жёлуди в.сят, словно бочонки в беретках. Это угощение будет х.рошим лакомством для белоч.к.

  3. Над подчёркнутыми словами укажи части речи.
  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru ().
  2. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru ().
  3. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru ().
  4. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru ().