Причастия в немецком языке. Проблема субстантивации прилагательных и причастий в лингвистической литературе XIX-XX вв Субстантивированные прилагательные немецком языке упражнения

Прилагательные могут субстантивироваться, т.е. переходить в разряд существительных. Субстантивированные прилагательные употребляются с артиклем или местоимением и выступают в предложении в тех же синтаксических функциях, что и существительное, т.е. являются подлежащим, дополнением, несогласуемым определением. Субстантивированные прилагательные, как и все существительные, пишутся с большой буквы. Однако они сохраняют склонение прилагательных.

Субстантивированные прилагательные мужского и женского рода обозначают лицо, например: der Alte - старик, di e Alte - старуха, der Kranke - больной, der Deutsche – немец. Они склоняются как обычные прилагательные.

Склонение субстантивированных прилагательных с определенным артиклем

Склонение субстантивированных прилагательных с неопределенным и нулевым артиклем

Субстантивированные прилагательные среднего рода обозначают абстрактные понятия (реже предметы). Они имеют только единственное число и употребляются обычно в номинативе и аккузативе, которые по форме совпадают: Номинатив: Hier ist etwas Interessantes r Sie. - Здесь есть для вас кое-что интересное. Аккузатив: Ich erzä hle Ihnen etwas Interessantes. - Я расскажу Вам кое-что интересное .

После etwas, nichts, viel, wenig, т.е. после местоимений и наречий, не имеющих показателя рода и падежа, субстантивированное прилагательное имеет в номинативе и аккузативе окончание - es : et was Neues - кое-что новое, nichts Neues - ничего нового, viel Neues - много нового, wenig Neues - мало нового .

После das, alles, vieles, т.е. после местоимений, имеющих показатель рода и падежа, субстантивированное прилагательное имеет в номинативе и аккузативе окончание -е: das Neue – новое, alles N eue - все новое, vieles Neue - много нового .

Субстантивированное прилагательное ander пишется с маленькой буквы: etwas anderes, nichts anderes .

Субстантивироваться могут также прилагательные в сравнительной и превосходной степени: Ich habe nie etwas Interessanteres ge rt. - Я никогда не слышал ничего более интересного. Das ist das Interessanteste, was ich je gelesen habe. - Это самое интересное из всего, что я когда-либо читал .

Проблема субстантивации имен прилагательных и причастий привлекала к себе внимание многих немецких и русских лингвистов.

Якоб Гримм в своей работе «Deutsche Grammatik» освещает проблему субстантивации прилагательных и причастий. В «Deutsche Grammatik» нет специального раздела, посвященного этой проблеме, но в ней содержится интересные замечания и высказывания по данному вопросу, заслуживающие пристального внимания и изучения. Проблему субстантивации прилагательных и причастий Я. Гримм связывает в известной степени с проблемой эллипсиса.

В четвертом томе своей грамматики в разделе «Именные эллипсы» (Nominalellihsen) Я. Гримм останавливается специально на одном из видов именного эллипсиса - опущении имени существительного в сочетании: имя прилагательное + имя существительное. Это опущение происходит тогда, когда прилагательное начинает выражать смысл целого словосочетания, например: die rechte und die linke (Hand) - переводится как правая и левая рука, den kьrzeren (Halm) ziehen - тянуться за стебель соломинки, den letzten (Schlag) haben, geben - держать следующий удар.

Я. Гримм считает возможной субстантивацию прилагательных как в сочетании, так и вне сочетания с именем существительным, т. е. путем опущения последнего и без опущения, во втором случае средством субстантивации является средний род. При субстантивации имен прилагательных среднего рода, по мнению Я. Гримма, опущения не было ввиду неопределенности и абстрактности, свойственной субстантиватам отвлеченного значения. Я. Гримм указывает и на случаи субстантивации прилагательных в сравнительной и превосходной степени, например: die Eltern - родители, der Herr - господин, der Fьrst - князь, der Jьnger - ученик, юноша, der Nдchste - ближний. Он отмечает то, что прилагательное немецкого языка субстантивируется во всех трех формах: слабой, сильной и краткой. Полный переход прилагательного в класс существительных влечет за собой и изменение морфологических признаков прилагательного: прилагательное сохраняет лишь одну форму склонения, независящую от его роли в предложении.

В «Немецкой грамматике» И. Хайзе содержится освещение проблемы субстантивации прилагательных и причастий, но основной упор сделан на анализ семантики субстантивированных прилагательных. Субстантивированные прилагательные мужского и женского рода служат названием лиц, субстантивированные прилагательные среднего рода - названием предметов и отвлеченных понятий. Например: der Alte - старик, die Schцne -красавица, das Grьn - зелень, das Recht - права, das Schцne - краса.

И. Хайзе указывает на то, что от субстантивированных прилагательных следует ограничивать случаи явного опущения (эллипса) имени существительного, например: der Wahrhaft groЯe Mann ist auch der gute. - большой человек, также хороший

Причастия, по мнению, И. Хайзе, могут быть субстантивированы во всех родах. Например: der Liebende, die Geliebte, das Verlangte - Любовник, возлюбленный, требовательный.

В «Grammatik der neuhochdeutschen Sprache» Х. Шетензнак указывает на генетическую и семантическую близость имени существительного и имени прилагательного. Имя существительное обозначает совокупность признаков по одному из них, имя прилагательное - какой-то один определенный признак. Доказательством генетической близости существительного и прилагательного является то, что одно и то же слово является одновременно и прилагательным и существительным, например: recht - Recht, schmuck - Schmuck, - правый - право, нарядный - украшения, .

Обычным является и образование имен существительных из прилагательных и причастий с помощью окончания слабого склонения «е» и артикля, например: bekannt - der Bekannte, blind - der Blinde. - знакомый - знакомый(ая) слепой - слепой(ая) . Артикль и окончание «е» выступают у Х. Шетензака как средство субстантивации имен прилагательных.

Что касается характера сочетаемости субстантивированных прилагательных Х. Шетензак заявляет, что субстантивированные прилагательные охотнее имеют при себе в качестве определения наречие, чем прилагательное. Субстантивированные прилагательные отвлеченного значения неохотно вступают в отношения управления с другими существительными, например вместо «das Vorzьgliche dieser Arznei...» говорят «die Vorzьglichkeit dieser Arznei...» - преимущество этого лекарства .

Ф. Блац («Neuhochdeutsche Grammatik») указал на то, что имя прилагательное в современном немецком языке в противоположность древневерхненемецкому субстантивируется только в полной форме и сохраняет при этом присущие ему формы окончания, например: der Fremde, ein Fremder. - Чужой, незнакомец.

В вопросах о путях субстантивации Ф. Блац полностью разделяет точку зрения Я. Гримма. Так же как и Як. Гримм, Ф. Блац рассматривает проблему субстантивации прилагательных в синтаксисе, но к разрешению этой проблемы подходит с несколько иной позиции. Употребление имени прилагательного в значении существительного Ф. Блац рассматривает в одном плане с употреблением его в роли определения и именной части сказуемого, затушевывая тем самым принципиальную разницу между этими видами употребления, например: «Bьse Menschen haben keine Lieder.» «Das Bьse kennen ist des Bьsen Anfang» - Манипулирующий человеком не злость, злость, значит быть злым. .

После выхода в свет работы Ф. Блаца стало традицией рассматривать проблему субстантивации в синтаксисе. Раньше эту проблему рассматривали в морфологии.

Ф. Блац первый указал на то, что субстантивированные прилагательные и причастия так же различаются между собой по характеру их сочетания, и это различие обусловлено разницей в степени приближения их к имени существительному. В противоположность Х. Шетензаку Ф. Блац считает, что субстантивация прилагательных и причастий может происходить как с участием, так и без участия артикля.

В. Вильманс в труде «Deutsche Grammatik» рассматривает субстантивацию как один из видов словообразования и анализирует это явление в разделе словообразования. Причину субстантивации В. Вильманс видит в изменении синтаксической функции слова. Следовательно, употребление слова в роли подлежащего влечет за собой переход его в разряд существительных. Чаще всего субстантивации подвергаются имена прилагательные, усваивающие при этом и формальные особенности существительных (род, число, падеж).

В. Вильманц подчеркивает, что для большинства прилагательных употребление их в значении существительных влечет за собой изменения принципа склонения, т. е. они продолжают склоняться как обычные прилагательные. Употребление в склонении существительного, является у Вильманса показателем окончательного перехода прилагательного в класс существительного. Вслед за Я. Гриммом и В. Вильманс выдвигает тезис о среднем роде как средстве субстантивации, например: das Blau, Grьn, das Deutsch, Franzцsisch. - синева, зелень, немецкий язык, французский язык.

Говоря о субстантивации причастия I, В. Вильманс различает причастия, субстантивированные в форме существительных, т. е. окончательно перешедшие в класс существительных по современной классификация причастия субстантивированные в форме прилагательных.

Полный переход причастия I в разряд существительных связан с изоляцией этого причастия или по форме, или по его значению от всей основной системы форм соответствующего глагола. Окончательная изоляция причастия происходит тогда, когда соответствующий глагол исчезает из языка: der Freund.

Г. Пауль считает, что причиной субстантивации является трудность четкого разграничения частей речи. В третьем томе «Deutsche Grammatik» Г. Пауль подчеркивает, что переход имени прилагательного в разряд имени существительного сначала носит окказиональный характер, но благодаря традиционному употреблению данного прилагательного в функции существительного оно может окончательно перейти в разряд существительного. В качестве критериев устойчивости субстантивации у Г. Пауля выступает возможность постановки при субстантивированном прилагательном зависимого от него существительного в родительном падеже, употреблении при нем притяжательного местоимения и возможность образования женского рода с помощью суффикса «in», например: der Bekannter - die Bekannterin. - знакомый - знакомая.

Показателем окончательного перехода прилагательного в класс существительного является употребление в склонении.

Пауль допускает два пути субстантивации: в сочетании с существительным и вне сочетания. Субстантивация причастий, как и причины субстантивации причастий и прилагательных у Пауля рассматривается мало. Пауль не рассматривает субстантивацию как один из видов словообразования, он останавливается на этом явлении в синтаксисе.

Г. Глинц в своем труде «Die innere Form des Deutschen» рассматривает из всех проблем словообразования только проблему субстантивации прилагательных, мотивируя это тем, что она тесно связана с проблемой различения частей речи.

Субстантивированные прилагательные отличаются от имен прилагательных своими грамматическими свойствами:

они утрачивают способность изменяться по родам не меняя семантики;

они изменяют характер сочетаемости.

Причину субстантивации Г. Глинц склонен видеть в изменении синтаксической функции слова, что является логическим выводом из его подхода к определению частей речи с позиций анализа членов предложения.

Авторы грамматики «Der GrцЯe Duden» под редакцией П. Гребе рассматривают изменение синтаксической функции как следствие, а не как причину субстантивации. Причиной же субстантивации по данной грамматике является изменение грамматического изменения слова.

В. Фляйшер в своей работе «Wortbildung der deutschen Gegenwartssprache» рассматривает переход слова в его исходной форме из одной части речи в другую как конверсию. В. Фляйшер отмечает, что конверсия нашла более широкое распространение в английском языке, нежели в немецком языке.

М. Д. Степанова в своей работе «Словообразование современного немецкого языка» отмечает, что причиной субстантивации является изменение семантики слов, что влияет на их грамматическую характеристику. В качестве критерия устойчивой субстантивации в данной работе выступает общеупотребительность слова, при этом подчеркивается, что некоторые из субстантивированных прилагательных и причастий вошли в основной словарный фонд и что устойчивых субстантиватов с соответствующими прилагательными и причастиями может быть более или менее явной.

М. Д. Степанова подчеркивает, большинство случайных субстантиватов относятся к абстрактным существительным, тем самым делая попытку связать в известной мере различия в характере субстантивации с различием в семантике субстантивированных прилагательных и причастий.

Одним из способов пополнения словарного состава немецкого языка является субстантивация , которая «представляет собой преобразование отдельных словоформ в слова путем отрыва этих форм от системы форм соответствующего слова» [Левковская 2004, 304].

По определению М.Д. Степановой: «Субстантивация-переход слов в класс существительных из других грамматических классов слов без применения каких-либо словообразовательных средств (аффиксов, изменения корня (подчеркивание мое.- Е.К.)».

Субстантивация известна с древнейших периодов развития немецкого языка (ср.: ahd jвmar - Jammer от прилагательного jвmar - печальный, mhd daz sыese das SыЯe) и широко распространена в современном немецком языке. Данный способ словообразования в немецком языке связан с употреблением в нем артикля. Артикль, как известно, выполняет в немецком языке не только семантические функции (выражение определенности и неопределенности), но и функции чисто грамматические. В качестве грамматического средства он выражает категории рода, числа и падежа и в первую очередь служит показателем принадлежности слова к грамматическому классу существительных. Выступая в качестве признака существительного, артикль становится тем самым средством субстантивации, ср.:

leben - das Leben

«Расширение сферы употребления артикля в нововерхненемецкий период стимулировало распространение субстантивации» [Ивлева 1986, 67].

Субстантивации может быть подвергнута любая знаменательная часть речи, служебное слово, междометие. Процесс субстантивации заключается в том, «что то или иное качество, свойство, состояние, действие, отношение, эмоция и т. п. начинают мыслиться предметно, в форме названия того или иного предмета или явления. Значение слова изменяется, изменяется его функция в речи, а, следовательно, его сочетаемость с другими словами и его роль в предложении. Одновременно слово приобретает именные грамматические категории, оформляется в качестве имени существительного» [Степанова 1953, с.102],ср.:

Das Trostlose am Schildwachstehen war, daЯ man Zeit zum Nachdenken hatte. .

Субстантивированное прилагательное das Trostlose , субстантивированный инфинитив Nachdenken , а также сращение Schildwachstehen (т. е. инфинитив, субстантивированный вместе с существительным Schildwache, выражают различные состояния, мыслимые предметно. Все три слова являются существительными, обладающими соответствующими грамматическими категориями и выполняющими в предложении обычные функции существительного.

Как отмечалось ранее, наиболее распространена субстантивация инфинитива и субстантивация прилагательных и причастий.

Инфинитив -- именная глагольная форма, т.е. форма, генетически и функционально соприкасающаяся с именем.

По своей семантике инфинитив очень близок к абстрактному существительному, выражающему процесс действия или состояния , поскольку он сам является названием этого процесса. Выступая в качестве члена предложения, инфинитив фактически выполняет именные функции, ср.: rauchen ist verboten (подлежащее), ich hoffe dich zu sehen (дополнение) и т.п. Поэтому, по словам К.А. Левковской, субстантивация инфинитива является лишь дальнейшим развитием и утверждением его основных семантических и грамматических свойств и происходит особенно легко. «Субстантивироваться в немецком языке может любой инфинитив, независимо от лексического содержания и типа глагола» [Федоров 1961, 68].

При субстантивации инфинитив приобретает грамматические категории и грамматические формы существительного . Помимо свойственных глагольным субстантивациям грамматических категорий рода (среднего), выражаемого артиклем, падежной флексии (окончание артикля, окончание -s в родительном падеже), они, как имена конкретные, могут обладать в ряде случаев и категорией числа -- единственного и множественного (das Schreiben - die Schreiben).

Немецкие ученые и российские германисты, нередко подразделяют глагольные субстантивации на постоянные и окказиональные («случайные»). В силу особой специфики этих форм в немецком языке, в силу двойственности их функций отграничивают существительные, образованные из инфинитива путем субстантивации и входящие в словарный состав немецкого языка (например, das Vertrauen, das Leben, das Aussehen, das Treiben и др. , от огромного множества субстантивации, образующихся в процессе речи. Окказиональные образования вполне закономерны и могут служить иллюстрацией важной особенности немецкой языковой системы -- сочетания в одной словоформе двух различных функций -- словообразовательной и синтаксической. Именно такое явление наблюдается в следующих примерах:

Und Mettenheimer verstand jetzt, daЯ dieser Mann hinter ihm ausstieg und kein Entrinnen mхglich war .

Часто субстантивация такого типа соединяется со словосложением, т.е. инфинитив субстантивируется совместно с дополняющими его словами, что представляет собой дальнейшее развитие данного способа словообразования. Например, das Zuhausesitzen - сидение дома (zu Hause sitzen - сидеть дома). Субстантивация инфинитива 2-го и инфинитива страдательного залога типа das Gefragthaben или das Gefragtwerden носит более или менее случайный характер, напр, und dies Gefegtwerden von den Peitschen der Hхhe. или:

Das sieht hicht nach Hungergehabthaben aus… .

В последнем случае инфинитив прошедшего времени субстантивируется вместе с существительным Hunger , т. е. мы имеем дело со сращением.

Словообразование – отдельная тема для каждого языка, и везде она имеет свои особенности. Некоторые положения у большинства языковых систем похожи. Часто бывает так, что правила словообразования строятся на обычной логике, поняв которую, совсем не сложно освоить всю тему. Для этого нужно не просто слепо зазубривать новые слова, а понять принцип их строения.

Что значит субстантивированное прилагательное?

Немецкий язык похож на русский тем, что здесь есть целый ряд слов – имен прилагательных, – которые трансформировались в эту часть речи из имен существительных. Из нашего языка можно привести такие примеры, как «ученый», «безработный», «вагоновожатый» и т.п. К этим словам всегда есть возможность добавить такие общие слова, как человек, мужчина, женщина, ребенок – с помощью них они становятся полноценными прилагательными, а без них остаются существительными.

В немецком языке субстантивированные прилагательные в речи существуют самостоятельно:

  • eine blinde Frau (прил. в сочетании с сущ.: слепая женщина) – eine Blinde – слепая (сущ. – субстантивированное прил.: слепая);
  • ein arbeitsloser Mann (прил. в сочетании с сущ.: безработный мужчина), ein Arbeitsloser (существительное – субстантивированное прил.: безработный).

Особенности

После того, как такие прилагательные субстантивируются в существительные, они сохраняют все свои основные особенности, присущие имени прилагательному:

  • der Abgeordnete (депутат, делегат (мужчина) – ein Abgeordneter; наш депутат, делегат (мужчина) – unser Abgeordneter);
  • die Abgeordnete (депутат, делегат (женщина) – eine Abgeordnete; наш депутат, делегат (женщина) – unsere Abgeordnete);
  • Abgeordnete (какие-то депутаты, делегаты); die Abgeordneten (определенные депутаты, делегаты); viele Abgeordnete (многие депутаты, делегаты); alle Abgeordneten (все депутаты, делегаты).
  • Im Bürgermeisteramt haben wir unseren Abgeordneten getroffen. – В мэрии мы встретили нашего депутата.

В примерах хорошо видно, что «поведение» субстантивированных прилагательных в немецком языке точно такое же, как и у обычных прилагательных. Единственное различие – первые всегда пишутся с большой буквы, а также являются самостоятельными.

Примеры базовых субстантивированных прилагательных

В немецком языке есть список слов, которые используются очень часто и являются базовыми – их необходимо знать на начальном уровне обучения:

  • заместитель – der Stellvertretende, заместительница – die Stellvertretende;
  • знакомый – der Bekannte, знакомая – die Bekannte;
  • путешественник – der Reisende, путешественница – die Reisende;
  • родственник – der Verwandte, родственница – die Verwandte;
  • преступник – der Kriminelle, преступница – die Kriminelle;
  • старик – der Alte, старуха – die Alte;
  • больной – der Kranke, больная – die Kranke;
  • юноша – der Jugendliche, девушка – die Jugendliche;
  • безработный – der Arbeitslose, безработная – die Arbeitslose;
  • верующий – der Gläubige, верующая – die Gläubige;
  • умирающий – der Sterbende, умирающая – die Sterbende и прочие.

Он будет постепенно увеличиваться по мере освоения нового языка. На курсах, которые Вы проходите, изучая немецкий язык, Вам будут обязательно даваться упражнения для закрепления этой темы – не поленитесь выполнить их. Не смущайтесь, если что-то не будет получаться – по всем вопросам обращайтесь к своему преподавателю. Если Вы на самостоятельном изучении – внимательнее прочитайте нужную главу в учебнике.

Классификация по родам

В разряд существительных прилагательные в немецком языке переходят с помощью артикля: der Bekannte (знакомый), die Bekannte (знакомая), das Bekannte (знакомое). Мужской и женский род таких прилагательных обозначает какое-либо лицо, а средний род – абстрактное понятие:

  • мужской род: der Alte (старик), der Neue (новенький);
  • женский род: die Alte (старуха), die Neue (новенькая);
  • средний род: das Alte (старое), das Neue (новое).

Тип склонения прилагательных зависит от сопровождающего слова. В единственном числе и слабом склонении это будет выглядеть так:

  • Nom.: derBekannte (муж.р.), dasBekannte (ср.р.), dieBekannte (жен.р.);
  • Gen.: des Bekannten, des Bekannten, der Bekannten;
  • Dat.: dem Bekannten, dem Bekannten, der Bekannten;
  • Akk.: den Bekannten, das Bekannte, der Bekannte.

Примеры прилагательных единственного числа в сильном склонении:

  • Nom.: guter Bekannte (муж.р.), gutes Bekannte (ср.р.), gute Bekannte (жен.р.);
  • Gen.: guten Bekannten, guter Bekannten;
  • Dat.: gutem Bekannten, guter Bekannten;
  • Akk.: guten Bekannten,gutes Bekannte, gute Bekannte.

Смешанное склонение в единственном числе будет выглядеть таким образом:

  • Nom.: ein Bekannter, ein Bekanntes, eine Bekannte;
  • Gen.: eines Bekannten, eines Bekannten, einer Bekannter;
  • Dat.: einem Bekannten, einem Bekannten, einer Bekannten;
  • Akk.: einen Bekannten, ein Bekanntes, eine Bekannte.

Множественное число в слабом склонении образуется по примеру – die Bekannten (во всех падежах), в сильном – viele Bekannte (Nom.), vieler Bekannter (Gen.), vielen Bekannten (Dat.) и viele Bekannten (Akk.). Смешанное склонение во множественном числе не образуется.

Прилагательные легко субстантивируются, т.е. переходят с помощью артикля в разряд существительных: der

Fremde (чужак), die Bekannte (знакомая), das Gute (добро).

Субстантивированные прилагательные мужского и женского рода обозначают какое-либо лицо,

субстантивированные прилагательные среднего рода обозначают абстрактные понятия.

Мужской род :

der Alte (старик), der Neue (новенький), der Schöne (красавец).

Женский род : die

(старуха), die Neue (новенькая), die Schöne (красавица).

Средний род : das

(старое), das Neue (новое), das Schöne (прекрасное).

Субстантивированные прилагательные изменяются в соответствии с общими правилами склонения имен

прилагательных:

Единственное число

Множественное число

der Krank e

ein Krank er

die Krank en

des Krank en eines

der Krank en Krank er

Krank en

den Krank en Krank en

Krank en

Krank en

den Krank en einen

die Krank en

Krank en

После местоимений etwas, nichts, viel, wenig, manch субстантивированные прилагательные имеют формы

сильного склонения, после alles, manches, vieles, einiges – слабого, например:

etwas Neues – alles Schöne.

5.4 Вопросы

1 Что такое имя прилагательное?

2 Какие разряды имен прилагательных различают в немецком языке?

3 Какие грамматические формы свойственны немецким именам прилагательным?

4 В качестве каких членов предложения могут выступать имена прилагательные?

5 Какие типы склонения имен прилагательных Вы знаете?

6 Какое окончание прилагательных характерно для слабого типа склонения?

7 Когда прилагательные склоняются по слабому типу?

8 Как склоняются прилагательные по сильному типу, назовите характерные черты данного типа склонения.

9 В каких случаях прилагательные склоняются по сильному типу?

10 Какие прилагательные в немецком языке не склоняются?

11 Назовите степени сравнения имен прилагательных.

12 Как образуются степени сравнения немецких имен прилагательных?

13 Какие прилагательные получают умлаут при образовании степеней сравнения, а какие не получают его?

14 Назовите прилагательные, имеющие неправильные формы степеней сравнения.

15 В качестве каких членов предложения могут выступать прилагательные в сравнительной и превосходной

16 Что обозначает положительная степень при сравнении двух величин, какие союзы при этом используются?

17 Что показывает сравнительная степень и какой союз используется в случае, если после прилагательного в

сравнительной степени следует сравнение?

18 Что показывает превосходная степень?

19 Какие прилагательные называются субстантивированными?

20 Что обозначают субстантивированные прилагательные мужского и женского родов, а что – среднего рода?

21 Как склоняются субстантивированные прилагательные?

5.5 Упражнения

№ 1 Образуйте степени сравнения от следующих прилагательных.

Hell, dunkel, jung, arm, leicht, laut, stolz, gut, nah, gesund.

№ 2 Образуйте словосочетания с прилагательным в качестве определения.

a) Muster: klein, Buch – das kleine Buch, das kleinere Buch, das kleinste Buch

l) alt, Mann; 2) niedrig, Tisch; 3) schön, Frau; 4) breit, Straße; 5) heiß, Tag; 6) brav, Kind; 7) dick, Heft; 8) dünn, Papier;

9) hoch, Turm; 10) sauber, Stadt.

b) Muster: klein, Bücher – die kleinen Bücher, die kleineren Bücher, die kleinsten Bücher

l) bunt, Bilder; 2) nah, Dörfer; 3) groß, Flüsse; 4) reich, Kaufleute; 5) schnell, Autos; 6) warm, Tage; 7)

dumm, Fragen; 8) schwach, Kinder; 9) klug, Antworten; 10) schwer, Taschen.

№ 3 Дополните следующие предложения.

Muster: Ich habe drei Bücher, (dick) – Das erste Buch ist dick. Das zweite Buch ist dicker. Das dritte Buch ist am dicksten.

l) Die Mutter bekommt drei Briefe, (kurz). 2) Der Bauer hat drei Pferde, (alt). 3)Der Maler malt drei Bilder, (bunt). 4)

Die Frau stellt auf den Tisch drei Gläser, (hoch). 5)Die Familiehat drei Söhne, (kräftig). 6) Dieses Mädchen hatdrei Tanten, (reich). 7) Im Waschkorb liegen drei Handtücher, (schmutzig). 8) Der Lehrer diktiert drei Sätze, (lang). 9)Im Garten spielen drei Jungen, (lustig). 10) Wir sprechen mit drei Kindern, (klug).

№ 4 Употребите перед превосходной степенью прилагательных правильный артикль. Ответьте на вопросы.

l) Welcher Platz ist ... schönste? (Schillerplatz) 2) Welche Straße ist ... breiteste? (Gartenstraße) 3) Welcher Weg ist ...

längste? (über die Brücke) 4) Welche Filme sind ... spannendsten? (Kriminalfilme) 5) Welches Kleid ist ...

billigste? (Sommerkleid) 6) Wessen Augen sind ... traurigsten? (Mutter) 7) Welches Brot ist ... frischste?

(Weißbrot) 8) Welche Speisen sind ... schmackhaftesten? (scharf)9) Wessen Frisur ist ... schlichteste? (Schwester) 10) Welcher Rockist ... weiteste? (neu) 11) Wessen Kinder sind ... lautesten? (unser)

№ 5 Дополните предложения подходящими прилагательными в превосходной степени. Обратите внимание на

Der Sommer ist ... ... Jahreszeit.

Der Everest ist ... ... Berg der Erde.

Der Baikal ist ... ... See in Asien.

Der Winter ist ... ... Jahreszeit.

Europa ist ... ... Erdteil.

Der 22. Dezember ist ... ... Tag des Jahres.

Der Gepard ist ... ... Tier

Der Eukalyptus ist... ... Baum der Erde.

Der Mississippi ist ... ... Fluß der Erde.

№ 6 Прилагательные, стоящие в скобках, употребите в правильной форме.

l) Monika ist nicht so (groß) wie Marianna, sondern (klein) als sie. 2) Diese Tapeten sind nicht so (hell) wie

jene, sondern (dunkel) als sie. 3) Die Großmutter ist nicht so (alt)wie der Großvater, sondern (jung) als er. 4) Ich kaufe nicht so (billig) wie meine Freundin, sondern (teuer) als sie. 5) Der neue Tisch ist nicht so (lang) wie der alte, sondern (kurz) als er.

6) Diese Schokolade ist nicht so (bitter) wie jene, sondern (süß) als sie. 7) Der Mann singt nicht so (gut) wie seinBruder,

sondern (schlecht) als er. 8) Der Herr spricht Deutsch nicht so (falsch) wie die Dame, sondern (richtig) als sie. 9) DerKaffee

ist nichtso (kalt) wie der Tee, sondern (warm) als er. 10) Der Bruder ist nicht so (fleißig) wie die Schwester, sondern (faul) als sie.

№ 7 Вставьте als или wie.

l) Ein Bach ist kleiner ... ein Fluß, und ein See ist kleiner … ein Meer. 2)Der Sohn ist schon so kräftig ... der

Vater. 3) Dieses Auto fährt schneller ... derZug. 4) Der Weg über das Feld ist kürzer ... der Weg über den Wald. 5) Meine Freundin strickt genauso langsam... ich. 6)Das Wetter ist heuteso herrlich ... im Sommer. 7) Das Wasser im Teich ist kälter ... im Fluß. 8) Der Sessel ist bequemer ... der Stuhl. 9) Auf der Terrasseist es nicht so schwül ... im Zimmer. 10) Dieses

Mädchen ist genauso nett ... ihre Freundin. 11) Der Himmel ist sodunkel ... vor dem Regen. 12) Die Küche ist geräumiger ...

№ 8 Переделайте предложения, употребляя прилагательные в качестве определения.

a)Muster: Das Buch ist interessant. – das interessante Buch .

l) Der Fluß ist klein. 2) DerPark ist groß. 3) Das Bett ist breit. 4) Das Handtuch ist sauber. 5) Der Spiegel ist rund. 6) Die

Lehrerin ist streng. 7) Der Platz ist frei. 8) Die Birne ist saftig. 9) Die Brücke ist lang. 10) Der Tisch ist viereckig. 11) Der

Kinderwagen ist blau. 12) Der Vogel ist unbekannt.

b) Muster: Das Buch ist interessant. – ein interessantes Buch .

l) Der Brief ist kurz. 2) Das Glas ist dünn. 3) Das Haus ist hoch. 4)Der Film ist spannend. 5) Die Wieseist schön. 6) Der Arzt ist aufmerksam. 7) Das Dorf ist klein. 8) Der Anzug ist neu. 9) Das Gesicht ist bekannt. 10)Die Tasse ist schmutzig. 11).

Der Regenschirm ist groß. 12) Das Mädchen ist nett.

c)Muster: Das Wasser ist kalt. – kaltes Wasser .

l) Die Luft ist kühl. 2) Das Bier ist hell. 3) Das Obst ist reif. 4) Die Freude ist groß. 5) Der Schnee ist weiß. 6) Der Regen

ist stark. 7) Das Fleisch ist frisch. 8) Der Kaffee ist schwarz. 9) Die Milch ist sauer. 10) Die Tinte ist rot.

№ 9 Дополните следующие предложения прилагательными, стоящими в скобках.

Muster: Das ist ein Buch. (neu) – Das ist ein neues Buch. Das ist mein (sein, unser, ...) neues Buch. Das ist kein neues Buch.

l) Das ist ein Ring. (schön) 2) Das ist ein Vogel. (selten) 3) Das ist eine Straße. (sauber) 4) Das ist ein Brief. (lieb) 5) Das

ist eine Frage. (aktuell) 6) Das ist ein Gesicht. (intelligent) 7) Das ist eine Gewohnheit (schlecht) 8) Das ist ein Blumenstrauß.

(groß) 9) Das ist ein Gefühl. (angenehm) 10) Das ist ein Thema. (kompliziert). 11) Das ist eine Arbeit. (schöpferisch) 12) Das

ist ein Gedankenaustausch. (lebhaft) 13) Das ist ein Gemälde. (berühmt) 14) Das ist eine Bemerkung. (kritisch) 15) Das ist ein

Referat. (tadellos)

№ 10 Ответьте на вопросы, употребляя местоимение kein.

Muster: Ist das ein neues Kleid? (alt) Nein, das ist kein neues, sondern ein altes Kleid.

l) Ist der Hase ein großes Tier? (klein) 2) Ist Friedrich Schiller ein unbekannter Dichter? (bekannt) 3) Ist "kommen" ein

schwaches Verb? (stark) 4) Ist "Zimmer" ein belorussisches Wort? (deutsch) 5) Ist Mailand eine polnische Stadt?

(italienisch) 6) Ist Paul ein fleißiger Schüler? (faul) 7) Ist Geschichte ein schweres Fach? (leicht) 8) Ist Herr Blume ein

höflicher Mensch? (unhöflich) 9) Ist Frau Heller eine schlechte Lehrerin? (gut) 10) Ist der Sohn dieser Frau ein gesundes

Kind? (krank) 11) Ist Erika ein begabtes Mädchen? (gewöhnlich)

№ 11 Ответьте на вопросы, употребляя притяжательные местоимения.

Muster: Hier hängt ein blauer Anzug. Ist das sein Anzug? Ja, das ist sein blauer Anzug.

l) Da liegt ein dickes Buch. Ist das dein Buch? 2) Im Büro arbeitet eine neue Sekretärin. Ist das eure Sekretärin? 3) Im

Schrank hängt ein weißes Kleid. Ist das ihr Kleid? 4) In der Zeitung ist heute ein interessanter Artikel. Ist das sein Artikel? 5)

Neben uns spielt ein kleines Mädchen. Ist das deine Tochter? 6) Unter der Bank liegt ein gestreifter Ball. Ist das unser Ball? 7) Im Arbeitszimmer steht ein neuer Computer. Ist das euer Computer? 8) Links ist ein geräumiges Zimmer. Ist das dein

Zimmer? 9) Auf dem Fußboden liegt ein kleiner Schuh. Ist das ihr Schuh? 10) Das ist ein schöner Garten. Ist das euer Garten?

№ 12 Образуйте новые предложения, употребляя указательное местоимение dies и прилагательные в

правильной форме.

Muster: Da liegt ein roter Bleistift. Er gehört mir. Dieser rote Bleistift gehört mir.

l) Auf der Bank sitzt ein alter Mann. Das ist unser Großvater. 2) Das ist eine lange Rede. Sie gefällt uns nicht. 3) Das ist

ein wichtiges Ereignis. Es verändert sein Leben. 4) Das ist altmodisches Kleid. Es gehört meiner Großmutter. 5) Hier steht ein

neuer Koffer. Er ist größer als der alte. 6) Das ist eine gute Tradition. Sie macht das Leben schöner. 7) Sie sind ein junges

Ehepaar. Sie wohnen im Nebenhaus. 8) Hier ist ein freier Parkplatz. Er ist nur für Busse. 9) Hier ist ein alter Stadtteil. Er muß

rekonstruiert werden.

№ 13 Употребите прилагательные, стоящие в скобках, в правильной форме.

l) Der (jung) Mann arbeitet in unserem Büro. 2) Welcher (bekannt) Regisseur dreht diesen Film? 3) Die (leer, dunkel)

Straße ist mit Schnee bedeckt. 4) Jener (ausländisch) Gast spricht sehr gut Russisch. 5) Die (rund) Brille macht ihr Gesicht

fremd. 6) Jene (weißhaarig) Frau ist unsere Nachbarin. 7) Das (bekanntest) Bild von Rembrandt ist "Selbstbildnis mit Saskia".

8) Welche (belorussisch) Stadt liegt an der Dwina? 9) Mutterschaft ist das (ewig) Thema der Malerei. 10) Die (letzt) Stunde

fällt heute aus. 11) Dieses (billig) Hotel liegt sehr günstig. 12) Diese (neu) Arznei hilft mir nicht. 13) Welches

(wissenschaftlich) Problem interessiert ihn? 14) Dieses (fünfjährig) Kind spielt schon Klavier.

№ 14 Дополните следующие предложения прилагательными, стоящими в скобках.

а) l) Ich spreche mit meinem ... Nachbarn. (gut) 2) Das Kind trinkt Milch aus der ... Tasse. (neu) 3) Das Rauchen

schadet unserem ... Großvater. (krank) 4) In diesem ... Haus gibt es einige Lifts. (groß) 5) Wir wohnen in einem ... Haus.

(vierstöckig) 6) Der Herr dankt dem ... Verkäufer. (freundlich) 7) Er glaubt dieser ... Frau nicht. (schlau) 8) Wir verbringen die

Feiertage in einer ... Familie. (amerikanisch) 9) Er schreibt einen Brief seiner ... Mutter. (alt) 10) In unserem ... Dorf gibt es

keinen Laden. (klein) 11) Der Junge geht heute zu seiner ... Stunde. (erst)

b) l) Die Eltern sind mit den Leistungen ihres ... Sohnes zufrieden. (klein) 2) Die Lage dieses ... Hotels ist sehr günstig.

(neu) 3) Alle Bücher des ... Schriftstellers erzählen über den Krieg. (bekannt) 4) Das Büro dieser ... Firma befindet sich in

unserer Straße. (bekannt) 5) Wir sprechen mit der Frau unseres ... Kollegen. (alt) 6) Das Zimmer meines ... Bruders ist sehr

sonnig. (groß) 7) Alle fürchten die Prüfung des ... Professors. (streng) 8) Der Lehrer korrigiert die Fehler seines ...

Schülers. (faul) 9) Der Freund erzählt uns den Inhalt dieses... Films. (interessant) 10) Die Freundin möchte den Preis meines...

Kleides wissen. (schwarz)

№ 15 Вставьте окончания прилагательных. Дополните предложения аттрибутивными группами в Genitiv.

l) Der alt_ Herr hat einen Hund. Der Hund ... ist ein Terrier. 2) Unsere neu_ Nachbarin hat eine Katze. Die Katze ... fängt

keine Mäuse. 3) Dieser reiche_ Kaufmann hat ein Auto. Das Auto ... steht vor seinem Haus. 4) Das jung_ Ehepaar hat ein

Kind. Das Kind ... geht in unsere Schule. 5) Meine gut_ Freundin hat einen Garten. Im Garten … wachsen viele Obstbäume. 6)

Dieser groß_ Junge hat ein Fahrrad. Ich möchte mit dem Fahrrad ... fahren. 7) Der erfahren_ Dolmetscher hat viele

Wörterbücher. Die Wörterbücher ... liegen auf seinem Arbeitstisch. 8) Sein best_ Freund hat eine Kamera. Sie fotografieren

mit der Kamera ... 9) Dieses klein_ Mädchen hat einen Papagei. Der Papagei ... kann sprechen. 10) Die alt_ Dame hat einen

Pelzmantel. Der Pelzmantel ... ist sehr teuer.

№ 16 Дополните предложения прилагательными, стоящими в скобках.

l) Wir lesen ein Buch. (deutsch) 2) Er ißt eine Birne. (saftig) 3) Die Mutter schneidet Brot. (frisch) 4) Das Kind trinkt

Saft. (kalt) 5) Ich sehe einen Garten. (schön) 6) Der Schüler nennt ein Wort. (neu) 7) Der Mann zieht einen Anzug an. (grau) 8)

Der Großvater nimmt ein Brötchen. (klein) 9) Der Herr trinkt Bier. (hell) 10) Der Sohn braucht einen Bleistift. (grün) 11) Sie

gibt mir ein Heft. (dick) 12) Wir hören ein Lied. (spanisch) 13) Er schreibt einen Brief. (lang) 14) Die Studenten

lernen eine Sprache. (neu) 15) Die Frau bringt Tee. (heiß)

№ 17 Ответьте на вопросы.

Muster: Kaufen Sie dieses Kleid? (weiß) – Ja, ich kaufe dieses weiße Kleid . Nein, ich kaufe kein weißes Kleid.

l) Sehen Sie diese Brücke? (lang) 2) Schenken Sie dem Sohn diesen Roller? (neu) 3) Geben Sie dem Kind dieses Hemd?

(sauber) 4) Kochen Sie heute diese Suppe? (italienisch) 5) Schicken Sie der Tochter dieses Paket? (groß) 6) Vergessen Sie

diesen Namen? (fremd) 7) Machen Sie diese Arbeit? (schwer) 8) Üben Sie diesen Laut? (neu) 9) Erzählen Sie diese

Geschichte? (interessant) 10) Legen Sie auf den Fußboden diesen Teppich? (weich) 11) Bekommen Ihre Freunde diese

Wohnung? (groß) 12) Fotografieren Sie dieses Haus? (alt)

№ 18 Образуйте множественное число от существительных с определениями.

1) In diesem Haus gibt es ein gemütliches Schlafzimmer. (zwei) 2) Die Schüler schreiben ein leichtes Diktat. Im Diktat

gibt es kein schweres Wort. 3) Wir hören unsere neue Kassette. 4) Ich brauche keine alte Zeitung. 5) Wohin hängen

Sie diesen großen Spiegel? 6) Der Postbote bringt ein kleines Paket. (einige) 7) Der Lehrer nennt ein schwaches Verb. (viele)

8) Wir lernen die beste Schülerin der Klasse kennen. 9) Die Touristen besuchen eine große Stadt. (alle) 10) Ich mache keinen

orthographischen Fehler. 11) Die Mutter liest dem Kind eine interessante Erzählung. 12) Wir besprechen ein wichtiges

№ 19 Вставьте правильные окончания прилагательных.

l) Sie hört eine Kassette mit russisch_ Musik. 2) Der Schüler versteht zwei schwer_ Sätze nicht. 3) Ich habe heute einige

wichtig_ Termine. 4) Trotz seines schwer_ Charakters sind wir mit ihm gut_ Freunde. 5) Mir halfen keine höflich_ Bitten. 6)

Uns verbindet eine alt_ Freundschaft. 7) Bei regnerisch_ Wetter bleiben wir zu Hause. 8) Er erzählt uns über seine letzt_

Neuigkeiten. 9) Der Junge liest ein neu_ Buch mit groß_ Vergnügen. 10) Walter hat nichts mehr aus seiner Kinderzeit, kein

alt_ Schulheft, keine alt_ Spielsachen und keine alt_ Bücher. 11) Die Familie wohnt in einer sehr groß_ Wohnung. 12) Unser

klein_ Sohn hat heute einen schwarz_ Hund mitgebracht. 13) In der nächst_ Zeit will er seinen best_ Freund besuchen. 14) Am

letzt_ Sonntag kamen zwei jung_ Mädchen zu Besuch. 15) Ich brauche rot_ Seide. 16) Ein Auto besteht aus vielen groß_ und

klein_ Teilen. 17) Viele jung_ Leute wollen ein neu_ Auto haben. 18) Dieser krank_ Mann konnte ein halb_ Jahr nicht

№ 20 Употребите в правильной форме словосочетания, стоящие в скобках.

l) Sie gehen heute in (ein großes Kaufhaus). 2) Es war ein Tag mit (ein leichter warmer Wind). 3) Wegen (der fremde

Junge) soll er zu Hause bleiben. 4) Die Schwester verschwand mit (sein neuer Roller) hinter (das hohe Haus). 5) Die

Vögel bauen sich ein Nest auf (ein hoher Baum). 6) Er hat darüber in (viele alte Bücher) gelesen. 7) Alle interessieren sich für

(diese neue Idee). 8) Die Schüler bilden Beispiele mit (alle starken Verben). 9) Der Text besteht aus (mehrere lange

und kurze Sätze). 10) Sie will in (viele fremde Länder) reisen. 11) Er schreibt seine Geschichte auf (zwei große Blätter). 12)

Meine Freundin hat Geburtstag an (der fünfte März). 13) Die Eltern gehen durch (der große Supermarkt) und suchen nach

(notwendige Lebensmittel). 14) Wir packen alles in (eine große Tasche). 15) Die Familie sitzt an (ein großer Tisch) und

frühstückt. 16) Unweit (unser altes Haus) gab es eine Schule. 17) Aus (die letzte Zeitung) erhalten wir (viele wichtige

Informationen). 18) Alle Zimmer in (dieses moderne Hotel) sind mit (fließendes warmes und kaltes Wasser). 19) Bei (sonniges

Wetter) fuhren wir zum Meer. 20) In (sein letzter Brief) schreibt er von (seine neue Arbeit). 21) In (die großen Hotels) sind die

Köche meistens Männer.

№ 21 Ответьте на следующие вопросы.

l) Was schreibt die Lehrerin an die Tafel? (einige neue Wörter, ein langer Satz, der erste Buchstabe, dieser unbekannte

Name, viele interessante Beispiele) 2) Was gefällt allen? (diese altrussische Stadt, jenes kleine Häuschen, ihr sympathisches

Gesicht, dieses exotische Tier, alte Parks) 3) Wovor hat das Kind Angst? (ein kalter Frosch, diese kleine Maus, jener große

Hund, starkes Gewitter, das dunkle Zimmer) 4) Was kennt der Junge? (viele deutsche Gedichte, alle neuen Lieder, ein kurzer

Weg, einige lustige Geschichten, ein interessantes Märchen) 5) Mit wem spricht die Frau? (die neue Verkäuferin, ihre gute

Freundin, dieser bekannte Journalist, beide alten Herren, ein kleines Kind, der kranke Junge) 6) Was stellt die Mutter auf den

Tisch? (schönes Geschirr, bulgarischer Wein, ein tiefer Teller, unsere schönen Blumen, heißer Tee, frisches Obst, vier große

Gläser) 7) Was liegt in der Tasche? (das neue T-Shirt, zwei neue Kassetten, ein dickes Buch, sein letzter Brief, ein neuer

Roman) 8) Warum konnte der Freund nicht kommen? (ein schwerer Verkehrsunfall, das schlechte Wetter, diese dringende

Arbeit, starker Regen, große Hitze)

№ 22 Образуйте существительные от следующих прилагательных.

№ 23 Употребите следующие субстантивированные прилагательные со словами, стоящими под чертой.

Der Arme, der Deutsche, der Fremde, der Bekannte, der Gesunde, der Jugendliche, der Werktätige, der

Erwachsene.

_________________________________________________________

Ein, dieser, unser, kein, jeder, welcher, viele, einige, beide, welche, wenige, keine, zwei, unsere, diese, alle.

№ 24 Вставьте правильные окончания.

l) Steht etwas Neu_ in der Zeitung? 2) Wir haben viele Bekannt_ gesehen. 3) Dieser Deutsch_ spricht sehr gut Englisch.

4) Der Krank_ leidet viel. 5) Hast du ein Foto deiner Bekannt_? 6) Manche Reich_ helfen den Arm_. 7) Die Frau half dem

Blind_ über die Straße gehen. 8) Der Neu_ hat allen sofort gefallen. 9) Der Beamte wünschte uns alles Gut_. 10) Viele

Erwachsen_ essen gern Eis. 11) In diesem Museum gibt es viel Sehenswert_ 12) In der Nacht wurden zwei Krank_ operiert.

13) Hier ist etwas Schrecklich_ geschehen. 14) Ich will dir nichts Bös_ tun. 15) Alle Verwandt_ dieses AIt_ wohnen in einer

Stadt. 16) Wir haben alles Nötig_ vorbereitet. 17) Neben dem Mann standen viele Neugierig_. 18) Die Klein_ hilft schon der

Mutter im Haushalt. 19) Wir konnten diesen Deutsch_ nicht verstehen. 20) Was gibt es Neu_? 21) Er hat mir nichts

Angenehm_ gesagt. 22) In der Versammlung sprachen alle über die Probleme der Jugendlich_. 23) Der große Koffer gehört